14 июля в московском храме святых бессребренников Космы и Дамиана в Шубине был совершен чин отпевания директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Екатерины Юрьевны Гениевой
 
 
 
14 июля в московском храме святых бессребренников Космы и Дамиана в Шубине был совершен чин отпевания директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Екатерины Юрьевны Гениевой
© РИА Новости / Артем Житенев

14 июля в московском храме святых бессребренников Космы и Дамиана в Шубине был совершен чин отпевания директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, известного деятеля культуры и просвещения Екатерины Юрьевны Гениевой, скончавшейся 9 июля после тяжелой болезни. Она на протяжении многих лет являлась прихожанкой этого храма. Богослужение возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Волоколамский Иларион, сообщает "Благовест-инфо".

Проводить Екатерину Юрьевну в последний путь пришли также нунция (посол) Ватикана в РФ, архиепископ Иван Юркович, глава католической архиепархии Божьей Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци, писатель и богослов Ив Аман, директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко, Наталья Дмитриевна Солженицына, Владимир Войнович, Александр Архангельский, другие известные писатели и публицисты, ученые, деятели науки и культуры, а также Михаил Мень, который пришел не в качестве главы Минстроя РФ, а как давний друг Екатерины Юрьевны - духовной дочери его отца, протоиерея Александра Меня. О упокоении души новопреставленной Екатерины молились ее родные и близкие, а также сотни прихожан храма святых Космы и Дамиана.

Завершая чин отпевания, митрополит Иларион сказал: "Мы провожаем в последний путь дорогую Екатерину Юрьевну, с которой в жизни очень многих из нас связано очень многое". Глава ОВЦС МП подчеркнул, что в чине отпевания многократно звучит слово "жизнь", напоминая о том, что Сам Христос есть "Жизнь и Воскресение". "Эти слова для всех нас служат утешением, когда мы теряем близкого и дорогого человека. (...) Мы понимаем, что в нашей земной человеческой семье произошла невосполнимая утрата. Но понимаем также, что в той великой семье людей, которых объединяет Господь на небесах, прибавится на одного члена. (...) Когда мы молились сегодня о Екатерине Юрьевне, которую многие из нас видели совсем недавно, еще несколько дней назад, мы понимали, что это разлучение временно, что оно продлится для кого-то сколько-то лет или месяцев, но что рано или поздно мы все будем переходить туда, и рано или поздно мы воссоединимся там, на небесах, если мы будем вести такую жизнь, достойную и праведную, которую вела Екатерина Юрьевна".

"Можно много говорить о ее заслугах, о ее человеческих и профессиональных качествах, - продолжил митрополит Иларион, - но я хотел бы сегодня сказать прежде всего о том, что она в течение всей своей жизни была глубоко церковным человеком, человеком Церкви во всех смыслах этого слова". "С детства воспитанная в глубоко церковной семье, глубоко верующей бабушкой, узнавшая еще в юности многих выдающихся священнослужителей и будущих священников, среди которых был и приснопоминаемый протоиерей Александр Мень, она в течение всей своей жизни пронесла любовь к Церкви, ко Христу. Она была очень близким человеком к отцу Александру и после его трагической кончины всегда чтила его память, собирала людей в день его кончины. Память об отце Александре была для нее священна", - сказал митрополит Иларион.

Он напомнил также о роли Екатерины Юрьевны Гениевой в возрождении храма Космы и Дамиана, богослужения в котором возобновились ровно 24 года назад. "Мы знаем, что Екатерина Юрьевна отдала очень много личных сил, времени и усердия для того, чтобы этот храм был возвращен Церкви, чтобы он возродился. Неслучайно мы здесь сегодня провожаем ее в последний путь", - сказал архиерей.

Он вспомнил также о своей последней встрече с Гениевой: "Екатерина Юрьевна до последних дней своей жизни сохранила то глубокое чувство предстояния Богу, причастности Христу, которое озаряло ее жизнь и дела. Мне довелось в последний раз увидеть ее за две недели до ее смерти, когда она пришла, уже истощенная болезнью, но не сломленная ею, не сломленная духом, чтобы встретиться со мной, со слушателями Общецерковной аспирантуры и докторантуры и прочитать лекцию, как делала она это на протяжении многих лет. До последних дней она находилась в окружении близких и дорогих людей, и кончина ее была хотя и не безболезненной, но подлинно христианской, непостыдной и мирной. Она ушла из этого мира, примиренная со всеми, и соединившись с Богом через причастие Святых Христовых тайн, которые приняла на смертном одре от рук священника. Екатерина Юрьевна не хотела, чтобы ее отпевание было печальным. Ее отпевание сегодня было торжественным, оно было проникнуто тем чувством предстояния Богу, которое мы всегда испытываем, приходя в храм Божий. (...) Будем просить о том, чтобы Господь помогал нам не забывать ее, чтобы помогал на нашем жизненном пути, чтобы мы всегда брали пример с ее трудолюбия, жизнелюбия, беспредельной любви к Богу и преданности Церкви".

Екатерину Гениеву похоронили на Введенском кладбище Москвы.