Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возглавивший в понедельник - в первый день Великого поста, богослужение в подмосковном Николо-Угрешском монастыре, предостерег желающих духовно совершенствоваться в пост от непосильных трудов
 
 
 
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возглавивший в понедельник - в первый день Великого поста, богослужение в подмосковном Николо-Угрешском монастыре, предостерег желающих духовно совершенствоваться в пост от непосильных трудов
patriarchia.ru

Патриарх Кирилл, возглавивший в понедельник - в первый день Великого поста - богослужение в подмосковном Николо-Угрешском монастыре, предупредил верующих, желающих духовно усовершенствоваться в пост от непосильных трудов.

"Не нужно ставить перед собой грандиозные задачи - победить все грехи, стать абсолютно другим человеком. Велико в них разочарование, потому не произойдет это за 40 дней", - приводит слова патриарха "Интерфакс".

Предстоятель РПЦ привел в пример спортсменов. Желая одержать победу, установить рекорды, они думают о том, что упражнения должны быть соотнесены с возможностями человека. Иначе, как сказал патриарх, "надорвешься, здоровье потеряешь, интерес к этим упражнениям уйдет".

По словам главы РПЦ, подобное же происходит и в духовной жизни. Он призвал верующих стремиться в дни Великого поста освободиться хотя бы от одного греха - например, от осуждения.

"Чаще всего мы свой негатив, свое тяжелое состояние выплескиваем на другого человека. Нам хочется непременно быть лучше, чем он. И в осуждении, в каждом осуждении есть наше превозношение над тем, которого мы осуждаем", - заявил патриарх.

Цель поста, напомнил он, - покаяние, в котором главное - "то прощение, которое мы получаем от Бога", а надеяться на прощение может только тот человек, который сам прощает других.

Напомним, что накануне, говоря о наступающем Великом посте, патриарх подчеркнул, что его смысл - в перемене человеческого ума и сердца.

"Каждый из нас нуждается в такой перемене, потому что главной причиной, которая обуславливает ухудшение нашего внутреннего состояния, появление духовных болезней, является грех. А перемена к лучшему внутреннего состояния человека означает освобождение от греха", - отметил он.

О Великом посте

Восточная Церковь начинает Великий пост с понедельника, который называется Чистым. Порядок богослужений в период Великого поста отличается тем, что по понедельникам, вторникам и четвергам в храмах не служится литургия, а читаются и поются Часы. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров святого Григория Двоеслова, по воскресеньям - литургия святого Василия Великого, а по субботам - обычная, святого Иоанна Златоуста.

Особые службы совершаются: в пятницу первой недели - молебный канон великомученику Феодору Тирону и благословение колива, или кутии, - особого постного блюда, которое готовится из вареной пшеницы и меда для поминальной трапезы. В этот день приготовление колива совершается в воспоминание о том, что святой Феодор Тирон (сожжен на костре в 306 году), как повествует его житие, предупредил христиан Антиохии о приказе императора Юлиана Отступника окропить идоложертвенной кровью все продукты питания, продаваемые на городском рынке, посоветовал употребить в пищу коливо и тем самым спас христиан от осквернения. Далее особые богослужения совершаются в четверг пятой недели (чтение жития преподобной Марии Египетской и Великого канона святого Андрея Критского, а также в субботу пятой недели, называемой Субботой Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы).

В среду четвертой недели, на которую приходится середина Великого поста, отмечается Преполовение (слав. "половина") Святой Четыредесятницы.

Не считая Вербного воскресенья, на период Великого поста выпадают пять воскресных дней, и каждый из них посвящен особому воспоминанию. В первое воскресенье отмечается праздник Торжества православия. Этот праздник был установлен в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной церкви над всеми еретическими учениями, и особенно над иконоборческой ересью, осужденной Седьмым Вселенским собором в 787 году. Второе воскресенье называется Неделей светотворных постов. В богослужении этого воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека прославляется пост как путь к внутреннему духовному очищению и озарению. Третье воскресенье получило название Крестопоклонной недели, так как посвящается прославлению Святого Креста и духовных плодов Крестной смерти Иисуса Христа как Спасителя мира. Четвертое воскресенье посвящено воспоминанию преподобного Иоанна Лествичника (I в.), который в своем труде "Лествица рая" описал путь постепенного восхождения человека к духовному и нравственному совершенству. Пятое воскресенье посвящается воспоминанию и прославлению преподобной Марии Египетской (I век): согласно церковному преданию, путем покаяния она достигла такой высоты совершенства и святости, что уподобилась бесплотным ангелам.

Суббота шестой недели Великого поста, которая посвящается воспоминанию евангельского повествования о воскрешении Лазаря (Ин. 11: 1-44), получила название Лазаревой субботы. По учению Церкви, воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою божественную силу и славу и уверил учеников в Своем грядущем воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

В западной традиции Великий пост длится шесть недель. Он начинается в среду, получившую название Пепельной, поскольку в этот день после богослужения совершается обряд посыпания голов верующих пеплом в знак сострадания Иисусу Христу, умирающему на Кресте, а также покаяния и сокрушения за содеянные грехи, ради искупления которых Иисус и совершил эту Жертву. Затем следуют шесть недель Великого поста. Пять воскресных дней, выпадающие на этот период, посвящены воспоминаниям евангельских повествований о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Первое воскресенье (In-oca-it) посвящено воспоминанию сорокадневного пребывания Иисуса Христа в пустыне (Мк. 1:12-15); второе (Reminiscere) - воспоминанию преображения Христа (Мк. 9:2-10); третье (Oculi) - воспоминанию встречи Иисуса Христа с самарянкой (Ин. 4:5-42); четвертое (Laetare) - воспоминанию исцеления слепорожденного (Ин. 9:1-41); и пятое (Judica) - воспоминанию воскрешения Лазаря (Ин. 11:1-45). Все воскресенья Великого поста приравниваются по своей значимости к великим праздникам. Каждую пятницу Великого поста во всех храмах совершается особая процессия, называемая "Крестный путь", и поклонение Святому Кресту.

В первый день поста в храмах начинается чтение Великого покаянного канона Андрея Критского. Специально для этого богослужения в храмах вечерняя служба всю первую неделю поста начинается позже, чтобы люди успели на нее с работы.

Все службы Великого поста глубоко поэтичны. Чего стоит только молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми", переложенная Пушкиным. А песнопения "На реках Вавилонских", "Покаяния отверзи ми двери" и многие другие прочно вошли в репертуар хоровых коллективов как высочайшие художественные произведения.

Что касается употребления пищи в Великий пост, то по правилам оно должно отличаться особой строгостью. Предписывается воздержание от мяса, вина, молока, сыра и яиц. Исключение составляют люди пожилого возраста, больные, маленькие дети, беременные и кормящие женщины, а также путешествующие. Между тем священники рекомендуют верующим в Великий пост индивидуальный подход - кто-то может максимально придерживаться строгих правил: все 40 дней обходиться без мясной и молочной пищи и даже рыбы, которую можно употреблять в особые праздники, а кто-то способен себя ограничить лишь в мясных блюдах, да и то не все дни. Главное, как отмечал святой Силуан Афонский, были бы силы на молитву.