Протоиерей Всеволод Чаплин убежден, что правозащитникам не стоит бояться помещения председателя Молодежной правозащитной группы Карелии Максима Ефимова в стационар для проведения психиатрической экспертизы после публикации материала "Карелия устала от поп
 
 
 
Протоиерей Всеволод Чаплин убежден, что правозащитникам не стоит бояться помещения председателя Молодежной правозащитной группы Карелии Максима Ефимова в стационар для проведения психиатрической экспертизы после публикации материала "Карелия устала от поп
taday.ru

Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин заявил накануне РИА "Новости", что правозащитникам не стоит бояться помещения председателя Молодежной правозащитной группы Карелии и активного блоггера Максима Ефимова в стационар для проведения судебной психолого-психиатрической экспертизы после публикации материала "Карелия устала от попов".

Напомним, что в публикации на своей странице Ефимов, в частности, сравнил РПЦ с партией "Единая Россия". "В столице Карелии наблюдается рост антицерковных настроений. Ничего удивительного в этом нет. Мыслящая часть общества понимает, что Церковь - это тоже партия власти. РПЦ так же, как и ЕР, дурачит народ сказками о том, как хорошо мы живем, при этом гребя под себя деньги", - написал Ефимов. Далее он обвинил РПЦ в других "грехах", используя довольно крепкие выражения вроде "православное отродье".

Уголовное дело против Ефимова было возбуждено 7 марта этого года. Он подозревается "в возбуждении ненависти либо вражды, а также унижении достоинства группы лиц по признакам отношения к религии" (ч. 1 ст. 282 УК РФ). Затем следователи попросили Петрозаводскй городской суд суд проверить в стационаре психическое состояние подсудимого.

Петрозаводский городской суд удовлетворил ходатайство следствия. Правозащитники, со своей стороны, намерены обжаловать это решение как незаконное и необоснованное. По их мнению, речь идет о карательной психиатрии.

Всеволод Чаплин так прокомментировал ходатайство следствия и решение суда: "Я не следователь, не судья и не врач, и обстоятельства этой истории мне глубоко не известны. Но позицию левонападающих (правозащитников. - Прим. ред.) я не понимаю. Если они за законность, то должны поддержать идею максимально тщательного установления истины. Если нужна именно такая экспертиза - что ж, ее не стоит бояться".

"Мне не раз приходилось говорить, о том, что оскорбление по религиозному признаку, как и по национальному признаку, сегодня особенно опасно, потому что может кончиться массовым гражданским противостоянием", - считает председатель ОВЦО.

Протоиерей Всеволод Чаплин надеется, что следствие не применит подобную экспертизу "в качестве инструмента давления на подследственного". А установить истину оно, по словам собеседника агентства, должно, "тем более, что обвинение достаточно серьезное".

Из сказанного же можно заключить, что истина, по-видимому, должна состоять в том, насколько здоровым следует считать человека, выступившего с резкой критикой Церкви.

Старший научный сотрудник ГНЦ социальной судебной психиатрии имени Сербского Дмитрий Ошевский заявил, что направление Максима Ефимова на судебную психолого-психиатрическую экспертизу законно в рамках уголовного дела и не является элементом карательной психиатрии.

"В рамках уголовного дела, если у судебно-следственных органов возникает сомнение в психическом здоровье человека, они могут назначить экспертизу. Это абсолютно законная практика", - сказал Ошевский. По словам психиатра, экспертиза не только определяет, здоров человек или нет, но и устанавливает, насколько он может отдавать отчет своим действиям и нести ответственность в рамках уголовного дела.

Ошевский подчеркнул, что при принятии решения о назначении судебной психолого-психиатрической экспертизы статья Уголовного кодекса и совершенное правонарушение роли не играют. "Могут назначить экспертизу и тому, кто обвиняется в убийстве, и тому, кто обвиняется в краже, изнасиловании, в каком-либо ином противоправном деянии, в том числе в возбуждении ненависти или вражды", - сказал он.