Участники состоявшейся в пятницу в Москве пресс-конференции в МИА "Россия сегодня", посвященной строительству первого буддийского храма в Москве, высказали свою точку зрения в отношении гендерных предпочтений и пацифизма
 
 
 
Участники состоявшейся в пятницу в Москве пресс-конференции в МИА "Россия сегодня", посвященной строительству первого буддийского храма в Москве, высказали свою точку зрения в отношении гендерных предпочтений и пацифизма
Местная религиозная организация "Три Драгоценности"

Участники состоявшейся в пятницу в Москве пресс-конференции в МИА "Россия сегодня", посвященной строительству первого буддийского храма в Москве, высказали свою точку зрения в отношении гендерных предпочтений и пацифизма.

Тибетский буддизм не проводит различий между женщинами и мужчинами, при правильной мотивации представители обоих полов в равной степени могут достичь просветления, отметили они.

За строительства храма на Поклонной горе отвечает председатель Московского буддийского центра "Три драгоценности" Татьяна Одушпаяк, а строительством второго буддийского храма в Отрадном занимается председатель Московской общины буддистов Дулма Шагдарова. Подобную ситуацию едва ли можно встретить у приверженцев других традиционных религий России.

"Я не провожу разделений между мужчиной и женщиной. Лично я считаю, что они могут играть совершенно равную роль. Иногда представители одного пола могут сыграть более важную роль, чем представители другого. Первый вопрос, который я задаю всегда, – каковы ваши намерения и какова ваша мотивация? Я никогда не смотрю на то, что этим делом занимается именно женщина", - сказал верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, слова которого цитирует РИА "Новости".

Тот факт, что за строительство храмов отвечают именно женщины, может быть, по его мнению, связан с тем, что им более присуща сострадательная мотивация, чем мужчинам. "Может быть, в данном случае речь идет именно о сострадательном влиянии. А может быть, все дело просто в статистике, поскольку в России просто больше женщин, чем мужчин", - добавил лама.

В свою очередь председатель Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью Александр Койбагаров отметил, что символы Тибетского буддизма - колокольчик и дордже (жезл, символизирующий высшую власть и правосудие) - всегда должны рядом лежать на алтаре. "Это символы мужских и женских качеств. Чтобы стать Буддой, вы должны развить до абсолюта вашу женскую логику, все мужские качества… Если есть мотивация, есть усердие, то любой человек, вне зависимости от того, женщина это или мужчина, потенциально может стать Буддой", - подчеркнул Койбагаров.

Буддизм не является полностью "пацифистской" религией

Буддизм не является полностью "пацифистской" религией и допускает насилие в крайних случаях - когда, например, речь идет о защите государственных интересов страны или жизни других людей, заявили представители буддистского сообщества.

По словам ламы Тэло Тулку Ринпоче, тема "буддизма и войны" есть "довольной тонкий, деликатный вопрос". "Наверное, ни одна религия не занимается продвижением идей войны - все продвигают такие ценности, как любовь, сострадание, терпение, ненасилие. Но когда дело заходит о государственных интересах, о защите народа, о защите культуры страны, национальной идентичности, и если уже исчерпаны полностью все мирные средства, все попытки достичь решения через диалог, - нам необходимо каким-то образом найти возможность себя защищать", - сказал Ринпоче.

"Иногда, к сожалению, насилие оказывается единственным выходом, и это касается деятельности государства, и так вообще происходит в нашем мире. К сожалению, как последнее "прибежище", такое случается", - добавил он.

Вместе с тем, отметил верховный лама, насилие и насильственные методы никогда не должны быть "первым движением, первым шагом". Говоря о последователях буддизма, которые когда-либо участвовали или сейчас участвуют в военных действиях, Ринпоче заметил, что они "делают это не по доброй воле, а для того, чтобы обеспечить выживание - и не только свое собственное, но и своих семей". "Их мотивация и намерения всегда были чистыми и позитивными", - сказал Ринпоче.

Александр Койбагаров, отвечая на вопрос о "совместимости" войны и буддизма, также заметил, что эти понятия "не совершенно несовместимы". "Когда Будда учил, он говорил, что учит потому, что все хотят достичь счастья и все хотят избегать страданий. И в этом смысле, если наступает завоевательная война, если мы должны защищать свои семьи, свой народ, то есть делать так, чтобы они избежали страданий, - то тогда мы должны это делать… И в этом случае будет меньше страданий и меньше зла, если мы их защитим", - сказал Койбагаров.

А Татьяна Одушпаяк напомнила, что в Москве на Поклонной горе уже начато строительство мемориального буддийского храма, которое планируется завершить к 9 мая 2015 года - 70-летию победы в Великой Отечественной войне. При этом в цокольной части храма откроется музей, где будет отражена история участия бурятов, калмыков и тувинцев (народов, традиционно исповедующих буддизм) в той войне.

"То, что мы строим на Поклонной горе мемориальный буддийский храм, - это для подрастающего поколения, для молодежи, для того, чтобы не забыть нашей истории, чтобы наш народ не забывал, что в России есть буддисты, которые воевали", - сказала Одушпаяк. Она добавила, что прожила 16 лет на Украине, и на примере событий в этой стране, всплеска там национализма и неофашизма, можно видеть, какие печальные последствия могут быть в результате пренебрежения историей, в том числе - Второй мировой войны. В украинских школах в последние годы искаженно подают эти страницы истории, признала глава буддийского центра.