Министр образования и науки Андрей Фурсенко обратился в Общественную палату (ОП) с просьбой оценить возможность преподавания курса "Основы православной культуры". О своем намерении обратиться в ОП глава минобрнауки сообщил еще неделю назад на межрегиональном совещании по итогам подготовки к новому учебному году.
Поводом для обращения послужил межконфессиональный скандал вокруг преподавания этого предмета в школах половины российских регионов. Минобрнауки рассчитывает, что Общественная палата вынесет свои рекомендации относительно универсального религиоведческого курса, избавив ведомство от необходимости портить отношения с руководством Русской православной церкви (РПЦ), пишет сегодня газета "Коммерсант", в распоряжении которой оказалось обращение Андрея Фурсенко.
Исходя из письма министра образования секретарю Общественной палаты Евгению Велихову, именно этому органу удобнее всего разрешить межконфессиональный конфликт, омрачивший ведомству начало учебного года. Напомним, что с 1 сентября по решению администрации Белгородской области курс "Основы православия" стал обязательным предметом школьной программы в регионе. Новшество вызвало возмущение конфессий. Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) общин призвал иудеев сообщать о принудительном обучении православию в его московские офисы, а Совет муфтиев России потребовал для равновесия ввести в школах региона и курс "Основы ислама".
Регионы декларируют курс "Основы православия" как культурологический – на практике же он оказывается богословским: в белгородских школах он, к примеру, включает знание наизусть молитв и не исключает создания в школах молельных комнат, а к преподаванию привлекаются не светские учителя, а действующие священники. Кроме того, несовершенство учебников, по которым основам православия обучают в регионах, признают даже представители РПЦ. К примеру, дьякон Андрей Кураев считает, что при описании православных традиций не должно быть прямого призыва к их исполнению, а в учебниках по "Основам православия" такого рода обращения нередки.
Минобрнауки считает, что в федеральных программах должен появиться лишь универсальный курс "Основы мировых религий", но на регионы министерство повлиять не может. Так, в письме Андрея Фурсенко указано, что закон "Об образовании" позволяет субъектам федерации вводить подобный курс в рамках регионального компонента, не регулируемого Минобрнауки.
"Я далек от того, чтобы судить, что правильно, а что неправильно,– заявил "Коммерсанту" Андрей Фурсенко.– Пусть общественный орган решает. В палате есть и представители конфессий, и эксперты по этому вопросу. Общественная палата способна выработать позицию и донести ее до общественности".
В Общественной палате на предложение министра выступить с собственной позицией по этому вопросу откликнулись с готовностью. Член палаты епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан убежден, что православному представительству наконец удастся отстоять важность конфессионального курса в регионах: "Я знаю, что многие члены Общественной палаты настроены на положительный отзыв. Очень много болтовни вокруг, не надо пугать людей тем, что "Основы православной культуры" – это Закон Божий, и в связи с этим его запрещать". Член комиссии по развитию интеллектуального потенциала Александр Адамский, напротив, убежден, что необходимо "остановить религиозную экспансию в школы, которая может привести к необратимым последствиям: расшатать межконфессиональную лодку".
Впрочем, господин Адамский считает, что Минобрнауки и само виновато в созданном законодательном тупике. "Ведомство не спешит инициировать закон о государственном образовательном стандарте, а значит, невозможно воспользоваться даже тем рычагом, который есть,– определением, носит ли региональный курс "Основы православия" светский, культурологический характер. Определив это, можно проводить инспекции в школах – нет ли в курсах пропаганды религиозности". Впрочем, в министерстве как раз и рассчитывают на то, что Общественная палата выступит с конкретными рекомендациями по вопросу преподавания в школах религии: "Мы не хотим административного вмешательства. А рекомендации Общественной палаты могут стать сигналом для конфессий",– считает Андрей Фурсенко. Иными словами, Минобрнауки надеется, что обсуждение в Общественной палате может стать основой поправок в образовательные законы, регламентирующие преподавание религиоведческих дисциплин. В министерстве не скрывают и другой причины обращения к Общественной палате. Здесь не рискуют выступать с откровенно антиклерикальных позиций, стараясь не портить отношения с руководством РПЦ, обвиняющим руководство Минобрнауки в том, что оно "игнорирует православную историю своей страны", отмечает "Коммерсант".