Американская газета считает, что появление у ФСБ своего храма - это "самый вопиющий пример слияния ролей Церкви и государства в современной Российской Федерации"
 
 
 
Американская газета считает, что появление у ФСБ своего храма - это "самый вопиющий пример слияния ролей Церкви и государства в современной Российской Федерации"
"Новая газета"

У Русской православной церкви (РПЦ) появился в Москве новый, не совсем обычный храм.

Необычность его заключается в том, что расположен он в непосредственной близости к зданию ФСБ на Лубянке, и в перерывах между исполнением своего служебного долга туда могут приходить офицеры Федеральной службы безопасности.

По мнению американской газеты The Washington Times, посвятившей этому храму сегодняшнюю публикацию (перевод на сайте InoPressa.ru), "это последний и, возможно, самый вопиющий пример слияния ролей Церкви и государства в современной Российской Федерации".

Автор статьи приводит впечатления московского журналиста Павла Каныгина, рассказавшего недавно в "Новой газете" о том, как он, услышав хоровое пение со стороны здания спецслужб на Лубянке, решил зайти в эту церковь, где чекисты (про которых, как отмечает Каныгин, думали, что на них креста нет) молятся и которую тщательно охраняют.

Называется церковь красиво — храм Софии Премудрости. Снаружи все как положено: камеры слежения, люди в форме и в штатском. Любопытно, что храм прежде был проходной 5-го Управления КГБ. Заботятся о храме как минимум три человека: настоятель, его помощник и женщина, отвечающая за хозяйство.

Хотя официально храм открыт для всех, пишет Каныгин, попасть внутрь оказалось нелегко. Сначала оказалось, что двери храма закрыты, потом к нему подошел постовой вместе с человеком в штатском. Они поинтересовались, что журналист здесь делает, и проверили его документы.

В конце концов, Каныгину все же удалось оказаться внутри храма. Священнослужители очень удивились интересу журналиста. Один из них сказал, что он может написать о храме, но добавил, что журналисту придется получить разрешение от Патриархии. При этом он сделал жест в сторону Лубянки и добавил: "Понимаете?"

В ответ прикинувшемуся непонимающим Каныгину, помощник батюшки сказал: "Ну, церковь у нас ведомственная (совсем тихо), фээсбэшная. Зачем вам проблемы?"

Когда журналист сказал, что думал написать статью, один из священнослужителей сказал: "Думать вредно. И вообще, лучше вам здесь больше не появляться".

Тем не менее, Каныгин продолжил готовить статью. Он побеседовал с работающей в церкви женщиной, которая, в конце концов, сказала, что тот задает слишком много вопросов.

Чтобы поставить в истории точку, Каныгин обратился в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Отметив, что даже у интернета сейчас есть святые покровители, журналист спросил, имеются ли свои святые у ФСБ и других служб безопасности России.

Представитель РПЦ сообщил ему, что у ФСБ не только есть свой святой – Александр Невский, но Церковь даже подготовила специальную молитву для офицеров российской разведки.

Вот выдержки из текста этой молитвы: "Великий княже Александре! Ты, победив полки супостатов, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный, исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам! <…> Аминь".

Комментируя эту молитву, автор из The Washington Times отмечает, что в ней офицеры ФСБ просят великого князя Александра Невского, чья победа над тевтонскими рыцарями изображена в классическом фильме Сергея Эйзенштейна, помочь им победить "всех видимых и невидимых врагов" государства и защитить их, офицеров, когда они выполняют свой священный долг.

Рассказывая о приключениях дотошного корреспондента "Новой газеты" в храме, The Washington Times деликатно замечает, что когда журналист уже покидал храм, на выходе его ждал еще один милиционер, посоветовавший ему там больше не появляться. Сам Каныгин описал эту сцену более красочно:

"На выходе меня ждал гаишник (другой).

— Тебе же русским языком объяснили, засранец, не приходить сюда!..

И это было самое вежливое из всего, что он еще сказал. Потом развернулся и зашагал через церковь во внутренний двор ФСБ".