В Свято-Филаретовском институте скорбят по случаю кончиты игумена Вениямина (Новика)
 
 
 
В Свято-Филаретовском институте скорбят по случаю кончиты игумена Вениямина (Новика)
livejournal.com

Как уже сообщалось, 14 сентября в 6.30 утра в отделении реанимации Елизаветинской больницы гСанкт-Петербурга скончался бывший преподаватель и инспектор Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия, игумен Вениамин (Новик). В конце августа он перенес операцию в связи с абсцессом лобных долей головного мозга. С минувшей субботы он не приходил в сознание. Свято-Филаретовский православно-христианский институт (СФИ) распространил посвященный покойному некролог, текст которого публикуется ниже:

"После тяжелой болезни на 64-м году жизни отошел ко Господу игумен Вениамин (в миру – Валерий Новик). Он был одним из тех, кто пришел к Богу и в Церковь на волне обращений в христианство интеллигенции 1970-х годов. Об этом процессе протоиерей Виталий Боровой говорил, как о чуде: "Мы их не призывали, но они пришли". Многие из таких людей при этом стали не только прихожанами (и, тем более, не "захожанами") православных храмов, но и вдохновенными делателями на церковной ниве. Алеша Карамазов у Достоевского говорит себе: "Не могу я отдать вместо "всего" два рубля, вместо "идти за Мной" ходить лишь к обедне".

Валерий Новик, имея за плечами ленинградский "политех" и опыт работы инженером в области систем управления производством, поступил в духовную семинарию, затем – в академию, защитив по ее окончании кандидатскую диссертацию. А главное – он принял монашество, окончательно определив тем самым свою жизнь как иную по отношению к предшествующей.

Карьеры, нередкой для "ученого монаха" (иеромонах – игумен – архимандрит – епископ), он не сделал, прежде всего, потому, что ее не хотел. Став игуменом и, по послушанию, инспектором духовной академии, он чрезвычайно тяготился новой должностью, пока, наконец, не покинул ее по личному прошению. У знавших его студентов сохранились о нем, как инспекторе и преподавателе основного богословия, самые лучшие воспоминания ("чистый, живущий не ветхозаветными нормами, а благодатью умершего и воскресшего Спасителя … истинный христианин с превосходным богословским образованием").

Но в 1997 году он, уже не по своей воле, полностью лишился официального положения в Церкви и фактически потерял возможность священнослужения — всего лишь за то, что подписал направленный в Государственную Думу РФ протест против некоторых положений нового Закона о свободе совести. После этого он занимался политической и правозащитной деятельностью, участвуя в работе Христианско-демократической партии, а в основном трудился как лектор и публицист. Зла на тех, кто выставил его из внешней церковной ограды, он не держал, хотя горечь и боль от этого изгнания чувствовалась в нем в течение долгого времени.

Многие помнят его острые, иногда – резкие и страстные, но всегда искренние и живые выступления, статьи, книги. В них затрагивались и общественные, и церковные проблемы, но никогда это не было словом постороннего, не болеющего за Церковь человека.

Игумен Вениамин дружески, с сочувственным вниманием относился к деятельности нашего института, участвовал в нескольких его конференциях. В 2006 г. на нашей конференции "Свобода - дар Духа и призвание в церкви и обществе" он сделал доклад на тему "Н.А. Бердяев: Последний апостол свободы". Вот выдержка из обсуждения этого доклада:

"Вопрос: Нужна ли церкви и обществу бердяевская свобода? Прокомментируйте, пожалуйста, Ваше высказывание о том, что стать самим собой в современных условиях чревато гибелью в течение 30 минут.

Игумен Вениамин: Во-первых, мне не нравится выражение "бердяевская свобода". Никакой своей, "бердяевской" свободы он не придумывал и не изобретал. Скорее, Бердяев открывал и проговаривал то, что не проговаривали другие. Он просто дальше продвинулся в философском дискурсе, а точнее говоря, в философском видении.

Теперь второй вопрос. … Однажды Бердяев остановил кровопролитие, рискуя своей жизнью. И таких случаев было довольно много. … Свобода всегда связана с риском, хотя современное общество, с его конформистской, консюмеристской культурой, категорию риска как бы устраняет. Мы сегодня хотим, ничем не рискуя, со страховкой в кармане, получить заранее прогнозируемый результат. Но если мы говорим о свободе, то без риска не обойтись, в том числе риска погибнуть - здесь, на земле. Христос, например, предрекал гонения своим ученикам-апостолам. Все они погибли в телесном смысле. Стать самим собой с христианской точки зрения означает стать христианином".

Мир праху твоему, дорогой отец Вениамин! Молимся, чтобы Господь принял его в Свое Царство. Вечная ему память!"

Как стало известно, отпевание игумена Вениамина предполагается 17 сентября в Никольском храме на Большеохтинском кладбище, где он и будет погребен.