В Московском Патриархате подвергли критике желание эстонских депутатов снести памятник советскому Воину-освободителю в Таллине.
"Война с безгласным монументом - это свидетельство некоего бессилия и отчаянных попыток пересмотреть историю и направить ее по ложному пути. Историческая благодарность - не слишком частое явление в международной жизни", - заявил накануне агентству "Интерфакс" руководитель Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Прокопенко.
Он назвал "весьма символичным" появление во властных кругах Эстонии инициатив о сносе памятников советского периода в год 60-летия Нюрнбергского трибунала.
"Казалось бы, трибунал поставил точку во всех спорах о войне, об ответственных за ее развязывание и за военные преступления, совершенные в те годы. Оказывается - нет, кто-то сегодня вновь пытается пересмотреть итоги Второй мировой войны, понятно, в какую сторону", - отметил священник.
Снос памятников, по его словам, заставляет вспомнить и о других печальных событиях ХХ века, таких, как костры из книг на улицах разных городов, поверженные с церковных куполов кресты. "У нас не короткая историческая память, и поэтому мы не должны допускать, чтобы хотя бы какая-то тень подобного рода деяний вновь стала возможной. Каждому, кто, возможно, сомневается в этом, было бы полезно обратиться к гитлеровским планам в отношении порабощенных народов", - заявил Михаил Прокопенко.
Он также обратил внимание на отсутствие общественного консенсуса и раскол эстонского общества по вопросу о сносе памятников, о чем свидетельствуют, в частности, проходящие в Таллине акции протеста.
"Поэтому надежды некоторых эстонских политиков на то, что меры, подобные сносу памятников, сплотят народ Эстонии и придадут ему силы, мне кажутся необоснованными", - выразил уверенность представитель РПЦ.
В свою очередь профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев в беседе с корреспондентом "Интерфакса" посоветовал эстонским властям "идти до конца и сносить не только памятники, но и все то, что оккупировавшие их империи там построили". Начать, по его мнению, следует со зданий эпохи тевтонского владычества, потом перейти ко времени владычества шведского, затем - Российской империи и, наконец, завершить все постройками советского периода. "И когда в результате Эстония избавится от всего того, чем иностранные державы-оккупанты изгадили их святую землю, в Европе получится уникальный природный ландшафтный заповедник, и с этого чистого поля самостийное эстонское государство сможет создавать свою совершенно новую судьбу", - отметил собеседник агентства.