Международная конференция "Свобода—дар Духа и призвание в Церкви и обществе" открылась 16 августа в актовом зале Российской академии образования в Москве. Это уже шестнадцатый форум, который ежегодно проводится Свято-Филаретовским православно-христианским институтом (СФИ), сообщает "Благовест-инфо".
В подготовке конференции принимали участие Преображенское содружество малых православных братств и журнал "Вестник Русского христианского движения". Для участия в форуме прибыли гости из разных городов России и мира (Париж, Иерусалим, Женева, Брюссель, Прага, Денвер и др.); среди священнослужителей есть представители различных христианских деноминаций.
Организаторы предложили участникам форума широко обсудить тему христианского понимания свободы. "Церковь Божья как торжество свободы была очевидной данностью первых лет христианства, но сегодня актуальнее говорить о колоссальной потребности в обновлении этого свидетельства. Христиане должны сделать различимыми признаки своего действительного освобождения от пут социальной, психологической или духовной объективации через преображающее действие Св. Духа", - эти слова, приведенные в пресс-релизе конференции, задали тон выступлениям. Первое пленарное заседание прошло под председательством ректора СФИ священника Георгия Кочеткова. С богословским докладом "Свобода как дар Духа" выступил доцент СФИ Давид Гзгзян. Как "уловить" истину и свободу? Как не превратить их в "безнадежные абстракции"? Как не свести жизнь христианина к "благочестию таинственной жизни"? В чем состоит свобода "нищих духом"? Над этими и другими вопросами размышлял автор доклада.
Поэт и филолог Ольга Седакова говорила о свободе в эсхатологической перспективе. Сначала она обратилась к понятию "святая свобода" в европейской поэтической традиции, отметив, что после Иосифа Бродского "гимн свободе и в русской, и в европейской поэзии кончается". В современном понимании теряется "высокое измерение свободы", она сводится к "прозаическому, практическому толкованию": превращается в "пустое понятие, наполненное чем угодно", требует уточнений ("свобода от…", "свобода для…"), количественных характеристик ("слишком много свободы" и т.д.). По словам О. Седаковой, с точки зрения современной "негативной антропологии" свобода кажется "вещью фатально невозможной". Однако "на помощь приходит Дух Святой", дарующий подлинную свободу, которую нельзя "присвоить". "В Св. Писании нет "гимна свободе", свобода не имеет там расширенного толкования, но сама история, явленная в Св. Писании, - это история освобождения. Мессия приходит, чтобы освободить каждого", - делилась О. Седакова своими размышлениями.
Главный редактор издательства YMKA-PRESS (Париж) и "Вестника РХД" Никита Струве говорил о понимании свободы в русской Церкви в эмиграции в первой половине ХХ в. По его словам, Церковь разделилась на две половины именно по принципу отношения к свободе: в Карловацкой церкви "свобода de facto отрицалась", а митрополит Евлогий (Георгиевский) и его паства признавали свободу "движущей силой Церкви". Особое место в докладе Н. Струве было уделено пониманию свободы отцом Сергием Булгаковым, которого выступавший считает "крупнейшим и непревзойденным за последнее время мыслителем и богословом". Сергий Булгаков не только "исповедовал свободу в Церкви, но и был сам ее носителем", отметил выступавший. Он говорил также о подвиге жизни и смерти преподобной Марии (Скобцовой) – "глашатая свободы" во Франции 30-40-х гг.
"Нужна ли Церкви и обществу бердяевская свобода и булгаковская софиология?" - так полемически сформулировал тему своего сообщения Георгий Кочетков. Называя Николая Бердяева и Сергия Булгакова "учителями современного человечества", Георгий Кочетков отметил, что в их трудах по-новому зазвучали многие вопросы христианского мировоззрения и жизни, в частности, проблемы "общинно-братской социологии христианства". Выступавший подчеркнул, что "дерзновенная, подлинная свобода Бердяева и Булгакова не несла ничего деструктивного, ниспровергающего основы вероучения". Георгий Кочетков считает, что созданное этими христианскими мыслителями нельзя назвать "учением" - в их трудах явлено "пророческое откровение". "Верно оно или нет – должна судить Церковь, но она не судит", - с сожалением заключил докладчик, говоря об отсутствии должного внимания к трудам и идеям Н. Бердяева и Сергия Булгакова.
Первый день работы конференции завершился встречей "Солидарность поколений как фактор гражданской свободы", посвященной поколению 60-70-х годов.
Сегодня, во второй день работы конференции, на разных площадках по всей Москве будут работать 14 дискуссионных семинаров, на которых участники обсудят разные аспекты свободы и ответственности христиан. Форум завершится пленарным заседанием "Исполнение Христова призвания через возрождение полноты церковной жизни".
Подробный отчет о работе конференции и тексты докладов можно найти на сайте СФИ.