Наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) Заслугу Путина архимандрит Тихон видит в том, что он вывел Россию из смертельного для нее кризиса, который мог бы иметь непредсказуемые последствия не только для России, но и для Европы и всего мира
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов)
Православие.Ru
 
 
 
Заслугу Путина архимандрит Тихон видит в том, что он вывел Россию из смертельного для нее кризиса, который мог бы иметь непредсказуемые последствия не только для России, но и для Европы и всего мира
Правительство Российской Федерации
 
 
 
Отвечая на вопрос о возможном визите в Россию Папы Римского, Тихон, как "простой", по его словам, священник, который со стороны смотрит на этот вопрос, ответил, что не видит в подобной встрече необходимости
Reuters

Наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) дал интервью популярному германскому интернет-изданию Spiegel-Online (полный текст на сайте InoPressa.ru). Подборка вопросов, на которые пришлось отвечать видному представителю Русской православной церкви, оказалась самой разнообразной – от отношения к новым московским небоскребам, казино и стриптиз-барам, до возможности визита Папы Римского в Москву.

Некоторые высотные дома, по словам архимандрита, очень красивы – но до той поры, пока они не начинают уродовать облик города. Что же касается казино и стрип-баров, то придет время, когда в Москве их больше не будет, убежден он.

По мнению собеседника немецкого издания, уже сегодня число таких заведений в столице сокращается. "Многие в России стали слепо копировать все это у западных городов, когда кончилась коммунистическая эпоха. Эту фазу мы, скорее всего, просто должны были пережить. Рано или поздно одним это опротивеет, а другим откроет глаза на губительные последствия подобных баров. И тогда государство наконец поймет, что подобный вид бизнеса не должен больше стимулироваться", считает архимандрит. По секрету он сказал, что уже сегодня запретил бы подобные заведения. Но пока приходится довольствоваться тем, что эти заведения постепенно исчезают под влиянием здорового человеческого сознания.

Вопрос о том, является ли он духовником и наставником Владимира Путина, архимандрит Тихон оставил без комментариев. Однако заявил о полной своей убежденности в том, что Путин при принятии решений руководствуется религиозными ценностями, добавив при этом, что российский лидер при решении проблем с инфраструктурой страны руководствуется и здравым смыслом.

Заслугу Путина архимандрит Тихон видит в том, что он вывел Россию из смертельного для нее кризиса, который мог бы иметь непредсказуемые последствия не только для России, но и для Европы и всего мира. Для лучшего понимания этого, он рекомендовал ознакомиться с книгой философа Ивана Ильина "Наши задачи", в которой автор говорит о том, что угрожает миру в случае крушения России. Ильин написал ее после Второй мировой войны, когда еще и речи не было о развале всесильного Советского Союза.

Комментируя фильм "Гибель империи", вызвавший широкий резонанс у публики, где архимандрит сравнивал Византию с сегодняшней Россией, собеседник немецкого издания заявил, что Россия – прямая наследница византийской традиции. "Поэтому наши проблемы столь схожи – так же, как мои болезни генетически связаны с болезнями моих родителей", убежден Тихон.

Среди этих схожих проблем – коррупция, которую он называет одной из самых серьезных болезней. Коррупция, по его словам, внесла решающий вклад в гибель Византии. "Когда рыцари Запада собрались завоевать Константинополь, коррупция была такой всеобъемлющей, что византийский флот был продан за бесценок его флотоводцами, остались лишь истлевшие снасти", рассказывает архимандрит Тихон. Другую параллель он видит в неправильно понятом национализме. Пока жители Византийской империи считали себя восточными римлянами, царило согласие, и они были сильны. Раскол нации привел к катастрофе, империя начала сходить с колеи. С Россией такого не должно произойти, убежден Тихон.

По словам архимандрита, представители Русской православной церкви не столь самоуверенны, чтобы утверждать, что могут решить все проблемы многонациональной и мультирелигиозной России. Однако, по его словам, Церковь все же играет важную роль в решении проблем. "В течение более чем тысячелетия мы были силой, на которую опиралось государство. Эта функция есть у Церкви и сегодня. Это подтвердит любой объективный ученый, даже при том, что российская провинция, может быть, не так религиозна, как, к примеру, Бавария", - считает он.

Касаясь той мрачной картины, представленной в фильме, согласно которой Византия погибла из-за того, что поддалась соблазнам испорченного и коварного Запада, архимандрит Тихон сказал, что в ленте справедливо говорится о том, что бессмысленно обвинять Запад в несчастьях Византии. Запад преследовал свои интересы, и это нормально. Историческое поражение Византии произошло тогда, когда Византия сама отреклась от принципов, на которых стояла, а это твердая вера в Бога и его заповеди, защитником которых является Православная церковь, а также вера в собственную традицию и силу.

При этом архимандрит Тихон не считает, что можно ограничиться одной лишь верой в собственные силы, особенно в век глобализации.

"Я не являюсь поклонником бывшего северокорейского лидера Ким Ир Сена с его идеей абсолютной автаркии. Совершенно ясно, что самоизоляция ведет к гибели. Однако вместе с этим история подтверждает разумные слова нашего царя Александра III: "У России только два союзника: армия и флот", - заявил он.

На Западе, по словам архимандрита, не любят вспоминать о том, что Западная Европа в эпоху расцвета Византии была еще глубоко варварской. Хотя жители тогдашней Западной Европы уже и слезли с деревьев, но она представляла собой задворки мира. Константинополь, напротив, был цветущим большим городом, в котором проживали 500 тыс. человек. Для сравнения: Регенсбург, в то один из самых крупных городов Западной Европы, насчитывал около 20 тыс. жителей. В Константинополе были проложены широкие улицы, имелись гидравлические лифты в домах, многие из которых имели по 10 этажей. Там были водопровод и канализация. А самым главным изобретением Запада были высокие каблуки, которые помогали не увязать в фекалиях, иронично заметил собеседник немецкого издания.

В своем фильме, поясняет Тихон, он рассказывает не о сегодняшнем Западе с его "Мерседесами" и "Ауди", не о Бетховене и Бахе, а о варварском Западе, находившемся в начале становления своей культуры.

"Какое-то время мы раздумывали над тем, не использовать ли нам в фильме эпизод из архивов BBC о крестоносцах. Один британский профессор – не какой-то русский священник – рассказывает о том, что, захватив Константинополь, крестоносцы отрезали у подростков мягкие части тела, зажаривали и съедали их. А младенцев и вовсе жарили на вертеле целиком. Но в конце концов мы решили не использовать это в нашей картине. Тогдашнее варварство Запада – лишь исторический факт, который нельзя вывести за скобки, когда речь заходит об этом периоде европейской истории", - отмечает священник.

По его словам, большинство консервативно настроенных жителей России, тем не менее, не против западного опыта. Но его нельзя слепо копировать, его следует применять творчески. Многие задаются вопросом, почему российское общество отклоняет западные идеи. Просто потому, что есть Запад, а есть наши доморощенные западники. "Почему мы с недоверием смотрим на наших либеральных реформаторов 1990-х годов? Да, реформы были необходимы. Да, нам был нужен западный опыт. Но наши реформаторы взялись за дело совершенно бездарно. Возможно, люди еще долго не смогут простить им этого", отмечает Тихон.

По словам Тихона, он не требует контроля над СМИ, но глубоко убежден в том, что в России необходима цензура. "Это не каждому понравится. Но для меня не так важно нравиться всем и каждому. Цензура ни в коем случае не должна быть всеобъемлющей, она не должна распространяться на искусство, политику и свободу слова. Но нужно запретить пропаганду порнографии, педофилии и других подобных вещей. Так же, как в Германии запрещена пропаганда фашизма", - говорит он.

На вопрос о том, что говорят, будто он однажды может сменить во главе РПЦ нынешнего Патриарха, Тихон ответил журналисту, что это так же маловероятно, как и предположение, что тот станет федеральным канцлером. "Я даже не епископ, а согласно законам Православной церкви, Патриархом может быть избран лишь епископ с большим опытом", - пояснил он.

Отвечая на вопрос о возможном визите в Россию Папы Римского, Тихон, как "простой", по его словам, священник, который со стороны смотрит на этот вопрос, ответил, что не видит в подобной встрече необходимости. "Дай Бог, чтобы мы не сталкивались с проблемами, когда обмен мнениями между Патриархом и Папой будет действительно необходим", сказал он.

Проблема, считает он, в том, что "Рим считает нас раскольником, который хочет вернуться в лоно истинной церкви". Это, по его словам, признают и его близкие друзья в Католической церкви. "Что вы скажете, если я вас сейчас приглашу в свой монастырь, но при этом буду требовать от вас стать монахом, надеть рясу и взять одно из ужасных византийских имен?" – задал Тихон риторический вопрос.

"Если мы вернемся к догмам 1054 года, то есть до раскола Церкви, и будем относиться к Папе как тогда, то есть как к одному из епископов, то проблемы со встречей с православным Патриархом не будет. Если Папа заявит о том, что он грешен, как и другие люди, мы скажем: да, он наш брат по вере" – заявил собеседник "Шпигеля".