Газета "НГ-Религии" опубликовала в среду интервью с профессором Московской духовной академии протодиаконом Андреем Кураевым - по словам издания, одним "из самых медийных православных священнослужителей". В нем он, в частности, приходит к выводу о том, что причину нынешней волны антицерковных выступлений в России следует искать не в каких-то внешних врагах, а в самой Церкви, а именно - в расхождении ее учения и практики.
"У людей сегодня к Церкви претензия только одна и вполне понятная: Церковь судят за то, что она действует не по-церковному и не очень похожа на Церковь. Сейчас не советские годы, когда нас ненавидели просто за то, что мы Церковь. Сейчас, напротив, всплески неприятия поднимаются именно тогда, когда видят, что наши слова и дела расходятся уж слишком далеко", - приводит "Интерфакс" слова священнослужителя.
По словам Кураева, никто не может быть вполне идентичен тем моралям, о которых он читает, "люди знают это и готовы терпеть определенные расхождения. Но иногда расхождения слов, моральных требований к другим и собственной жизни бывают слишком очевидны. Тогда рождается протест".
"Если же жизнь дает тысячи случаев мелких неправд в жизни "проповедников истины", то эти частные недоумения-разочарования-протесты в итоге сливаются в одно мощное цунами. Не так давно оно снесло проповедников "кодекса строителя коммунизма". Сейчас же набирает высоту волна, которая грозит обрушиться на вроде бы спокойные и безмятежные берега церковной жизни", - заявил протодиакон.
Критики Церкви, заметил он, подставляют ей зеркало. "Оно, может быть, и кривое, но боюсь, что и наше домашнее зеркало (наша самооценка) не всегда отличается особенной прямизной и честностью. Поэтому иногда бывает очень полезно посмотреть на себя чужими глазами и попробовать понять - можем ли мы если и не стать другими, но попытаться хотя бы говорить иначе", - добавил Андрей Кураев.
Касаясь истории с "панк-молебном" в храме Христа Спасителя, собеседник газеты подчеркнул, что его позиция по этому вопросу осталась неизменной.
"Я неоднократно говорил, что мне жаль, что в тот момент в храме не оказалось батюшки, совсем не похожего на меня: худенького, седобородого, с добрыми глазами. В общем, похожего на святого Серафима Саровского. Если бы такой батюшка в тот момент подошел к этим хулиганкам, обнял бы их по-отечески и сказал: "Бедненькие, что же вы с собою сделали! Пойдемте чай попьем, поговорим…" - может быть, тогда история России и Церкви стала бы совсем другой. Но, к сожалению, в тот момент такого священника там не оказалось, и это совсем не вина Патриархии или ключаря храма… Это уже Промысел Божий, приглашающий нашу Церковь к обретению опыта жизни в условиях общественной обструкции", - сказал Андрей Кураев.
По поводу позиции ученого совета Московской духовной академии, осудившего комментарии, сделанные Кураевым после акции Pussy Riot в храме, протодиакон сказал, что это его не огорчило.
"У меня уже давно есть общая установка: в Церкви не я терплю, а меня терпят". Как известно, Кураев заявил тогда, что акцию девушек-феминисток стоит воспринимать как часть празднования Масленицы, которая подразумевает под собой некоторое нарушение норм. Ученый же совет выходку девушек посчитал "кощунством и попранием чувств верующих христиан".