Вряд ли Патриарх Алексий II в третий раз пригласит епископа Василия в Москву для объяснений. В этом смысле сурожская эпопея приближается к своему завершению
 
 
 
Вряд ли Патриарх Алексий II в третий раз пригласит епископа Василия в Москву для объяснений. В этом смысле сурожская эпопея приближается к своему завершению
Архив NEWSru.com

Обсуждение одного из самых интригующих вопросов церковной жизни на заседании Священного Синода Русской православной церкви, проходившем 17 июля в Троице-Сергиевой лавре, не состоялось. Как уже сообщалось, именно на это заседание из Лондона был приглашен епископ Василий (Осборн), бывший исполняющий обязанности управляющего Сурожской епархией РПЦ, ныне епископ Константинопольского Патриархата.

Тем не менее, в Сергиевом Посаде к началу заседания Синода епископ Василий не появился. "Он является епископом Константинопольского Патриархата, так что у него нет надобности ехать в Москву", – так прокомментировал газете "НГ-Религии" эту ситуацию протодиакон Петер Скорер, бывший клирик Сурожской епархии, перешедший, как и епископ Василий, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. "Мы ожидаем, как выскажется Синод РПЦ по поводу перехода епископа Василия во Вселенский Патриархат".

До настоящего времени информации о каком-либо решении относительно епископа Василия не поступало. Возможно, Священный Синод обсудит этот вопрос сегодня, на этот раз в Москве – в резиденции Патриарха в Чистом переулке.

Кризис в Сурожской епархии и разворачивающиеся вокруг него события напоминают своего рода шахматную партию, где среди фигур – церковные иерархи разных юрисдикций, близкие к Церкви политики и, конечно же, простые верующие. Хотя это положение сложилось далеко не сегодня, стремительный оборот оно приняло лишь в этом году, отмечает "НГ-Религии".

В конце апреля епископ Сергиевский Василий обратился с письмами к главам двух православных Церквей Московского и Константинопольского Патриархатов. У Варфоломея I Осборн просил о принятии его и паствы в юрисдикцию Вселенской Патриархии, а Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – дать отпускную грамоту. Реакция Московского Патриархата, поначалу сдержанная, впоследствии оказалась достаточно резкой. 14 мая было принято решение о смещении епископа Василия с занимаемой церковной должности. При этом сана его не лишили.

Одновременно была создана комиссия РПЦ по расследованию кризиса в Сурожской епархии. Кроме клириков Московского Патриархата в ее состав был включен и представитель Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) епископ Берлинский Марк (Арндт).

Вскоре свой ответный ход сделал Константинополь, до тех пор никак не реагировавший на послание Осборна. В начале июня Синод Константинопольского Патриархата объявил, что принимает епископа Василия в свою юрисдикцию с титулом епископа Амфипольского. Также он был назначен викарием епископа Команского Гавриила (де Вильдера), главы Западноевропейского Экзархата.

В ответ на решение Константинополя в Москве на экстренное совещание собрался Священный Синод РПЦ. Опальному епископу было вторично предписано приехать в Москву для встречи с Патриархом Алексием II. Назначен был и срок – 17 июля.

Далекому от церковной проблематики читателю все это говорит о том, что епископ Василий всего лишь предпочел Константинополь Москве.

Однако суть вопроса, конечно, заключается в глубинных, скрытых от внешнего взора разногласиях, которые на протяжении последних лет возникли в Сурожской епархии между двумя группами верующих. С одной стороны, это представители старой русской эмиграции и обращенные в православие англичане, а с другой – многочисленные прихожане, прибывшие из России в последние 10–15 лет. Многие из них оказались недовольны сложившимися к тому времени в епархии порядками, зафиксированными, в частности, в ее Уставе.

В сложившейся к лету 2006 года ситуации православное духовенство и миряне Великобритании вынуждены были выбирать между епископом Василием и назначенным из Москвы на его место временным управляющим Сурожской епархией епископом Иннокентием (Васильевым). Хотя в РПЦ никто не говорит о "расколе", предпочитая использовать термин "нестроения", напряженность между двумя этими "лагерями" весьма высока.

В середине июня в Лондоне собралась Ассамблея Сурожской епархии, на которой сторонники епископа Иннокентия от имени всей епархии выразили лояльность Московскому Патриархату. При этом речь "зарубежного" епископа Марка (Арндта), призвавшего "сохранять единство Церкви, уделяя равное внимание нуждам людей с различными национальными корнями и культурными особенностями", была встречена аплодисментами.

Сторонники опального епископа на этой ассамблее не присутствовали. Более того, они собрались провести собственную ассамблею, назначенную на 8 июля. Однако, по словам Ирины Кирилловой, бывшей до 18 мая главой Епархиальной ассамблеи и Епархиального совета Сурожской епархии, собрание сторонников епископа Василия не состоялось. Дело в том, что многие его участники не были предупреждены заблаговременно.

По мнению представителя новосозданного Амфипольского викариатства Петра Скорера, такая ассамблея может состояться лишь в конце августа – начале сентября этого года. Во многом от того, как проголосует ассамблея, по словам Скорера, будет зависеть решение всех имущественных вопросов, связанных с конфликтом в епархии. Однако прогнозировать расклад сил на ассамблее сторонников Осборна пока трудно.

Тем временем 4 июля епископ Василий отправился с трехдневным визитом к Константинопольскому Патриарху Варфоломею I. Как сообщил газете "НГ-Религии" Петер Скорер, "Вселенский Патриарх официально провозгласил Осборна епископом Амфипольским в Свято-Георгиевском соборе Стамбула".

Казалось бы, после этого Московскому Патриархату не остается ничего другого, как констатировать тот факт, что Альфред Герберт-Эрнест Осборн больше не является епископом РПЦ. Подтвердится ли этот прогноз, зависит от того, какая линия, жесткая или мягкая, возобладает на сегодняшнем заседании Синода.

Одно можно сказать точно: вряд ли Патриарх Алексий II в третий раз пригласит епископа Василия в Москву для объяснений. В этом смысле сурожская эпопея приближается к своему завершению, заключает газета.

Между тем, как уже сообщалось, на сегодняшнем заседании Священного Синода РПЦ было принято специальное постановление, определяющее порядок канонического перехода клириков в иные епархии и церковные юрисдикции.