Высший церковный совет объединил руководителей 15 организаций из 21 синодального учреждения и глав ряда других структур РПЦ
 
 
 
Высший церковный совет объединил руководителей 15 организаций из 21 синодального учреждения и глав ряда других структур РПЦ
patriarchia.ru

Внимание газеты "НГ-Религии" привлекло в среду первое в истории заседание Высшего церковного совета (ВЦС), состоявшееся в минувший четверг в московском храме Христа Спасителя.

Как отметил Патриарх Кирилл, характеризуя деятельность этой структуры, "в нынешних условиях Высший церковный совет становится коллегиальным органом высшей исполнительной власти Церкви, на который возлагается особая ответственность за осуществление решений Священного Синода, Поместных и Архиерейских Соборов нашей Церкви". По словам автора публикации в "НГ", реформа Русской церкви, начатая предстоятелем РПЦ в 2009 году, привела к созданию своеобразного церковного правительства.

Созданный 22 марта нынешнего года "по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений", ВЦС объединил руководителей 15 организаций из 21 синодального учреждения, а также глав Административного секретариата, Управления по зарубежным учреждениям и Патриаршего совета по культуре. По словам предстоятеля РПЦ, прозвучавшим в его вступительном слове, "неформально руководители синодальных учреждений собирались три раза по совершенно конкретной повестке дня, и опыт этих совещаний показал, что коллективное обсуждение проблем… является настолько важным, что их осмысление требует тщательного и хорошо скоординированного подхода со стороны всех ответственных лиц, участвующих в этом управлении".

Деятельность ВЦС должна охватывать сферы богословского образования, миссии, социального служения, взаимоотношений Церкви с государством, обществом, поместными православными Церквами, другими конфессиями и религиями. Кроме того, новый орган исполнительной власти РПЦ будет решать вопросы церковного управления и хозяйствования. Тем не менее пока нет информации о том, какие именно решения ВЦС будет осуществлять в ближайшее время.

Патриарх Кирилл отметил, что в нынешнюю версию Совета по сравнению с органом 1917 года были внесены некоторые поправки, сообразно "потребностям переживаемого момента". Между тем создается впечатление, что вновь созданные структуры РПЦ претерпевают куда большие изменения в своих функциях. Так, Межсоборное присутствие, ставшее совещательным органом, по своим задачам является копией ВЦС 1917–1921 годов. Ранее ВЦС был избираемым органом и объединял архиереев, клириков, монашествующих и мирян. С недавнего времени такой же состав представлен в Межсоборном присутствии. ВЦС сегодня стал бюрократическим аппаратом, который, по словам самого Патриарха Кирилла, подчиняется Священному Синоду РПЦ ради сохранения строгой "вертикали власти".

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко отметил в комментарии "НГ Религии", что ВЦС – это "очередная бюрократическая структура, цели которой понятны: быть представленным в общественно-политической жизни России, использовать его как инструмент для консолидации вокруг Патриарха и проведения политики, которая сейчас обозначилась в РПЦ, – миссия среди православных по происхождению людей, задействование в мирских проблемах (образование, армия и т. д.)".

По мнению эксперта, создание ВЦС стало "еще одним признаком того, что Церковь бюрократизируется". "Эта структура будет проводить какие-то громкие мероприятия, но собственно на религиозную жизнь она влиять не будет", – считает Малашенко.

Как сказал в беседе с "НГ Религии" директор Института религии и права Роман Лункин, "в рамках той системы, которая сегодня сложилась в Московском патриархате, было естественным решением собрать в единый административный кулак представителей всех синодальных отделов, для того чтобы координировать их деятельность".

По словам эксперта, одной из главных проблем Патриарха Кирилла является "управляемость епархиями и то, как претворять все те решения, которые принимаются в Москве".

Таким образом, ВЦС становится общецерковным органом, который без труда сможет оказывать большое влияние на епископов и контролировать выполнение решений Патриарха.

"ВЦС сейчас – совершенно новая структура, которая не имеет ничего общего с тем, что было в начале XX века", – отметил Лункин. По его словам, это своеобразное "ноу-хау Патриарха Кирилла, когда собираются руководители всех направлений церковно-общественной жизни".

Однако введение в структуру РПЦ своеобразного церковного правительства может означать неизменный рост бюрократизации в Церкви. По словам Романа Лункина, "это одна из проблем, которой уже не избежать и с которой надо будет считаться". "Многие сейчас заявляют о том, что решения и отчетность отпускаются из Москвы. Я думаю, что по большей части это болезненная реакция епархий на то, что начинают вмешиваться в их жизнь. И они называют это бюрократизацией", – заключил эксперт.