Судебное следствие и прения сторон по делу митрополита Суздальского и Владимирского Валентина (Русанцова), главы Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) - объединения, не признанного ни одной из поместных Православных Церквей, - завершились в Суздальском районном суде 20 августа. Председательствующая на процессе судья Изабелла Мысягина назначила на 23 августа заключительное судебное заседание, во время которого будет оглашен приговор.
В сентябре минувшего года Владимирская городская прокуратура предъявила митрополиту Валентину обвинения в "преступлениях против половой неприкосновенности личности". В основе обвинения лежали материалы, собранные бывшим протоиереем РПАЦ Андреем Осетровым, недавно заново рукоположенным в священный сан в Русской Православной Церкви. Выступая в судебном заседании в качестве свидетеля, священник заявил, что не был прямым свидетелем инкриминируемых митрополиту Валентину деяний, однако слышал о них от других людей. Серьезное значение этим слухам священник стал придавать лишь тогда, когда решил отделиться от РПАЦ.
Судебный процесс в Суздальском районном суде начался 7 февраля. На первом же заседании все четверо потерпевших отказались от своих показаний против первоиерарха РПАЦ, объяснив свое поведение на предварительном следствии "давлением Осетрова". Позже двое из потерпевших - Евгений Куцик и Андрей Панов - были "взяты под охрану" сотрудниками московской общественной организации "Наше дело", открывшей свой филиал в Суздале. На второй стадии судебного процесса, которая началась 14 августа, Евгений Куцик и Андрей Панов повторили свои показания, прозвучавшие в феврале, однако дали им иную интерпретацию. По мнению адвокатов митрополита Валентина, во время перерыва в судебном процессе "с этими потерпевшими кто-то поработал, объяснив, как именно они должны трактовать те или иные эпизоды из своих биографий". Вместе с тем двое других потерпевших - Вениамин Куцик и Егор Деревянко - продолжали давать показания в пользу митрополита Валентина, утверждая, что в протоколах допросов на предварительном следствии оказалось немало приписанных им фраз, которых они "на самом деле не говорили".
Со своей стороны, следователь прокуратуры города Владимира Игорь Егоров, возбудивший уголовное дело, заявил журналистам, что обвиняемый "умышленно затягивал процесс с целью обработки свидетелей и оказания на них давления и угроз". "В результате уже двое потерпевших из четверых отказались от своих показаний, - цитирует сайт "Православие" слова Игоря Егорова. - Но двое держатся вполне уверенно и твердо". По утверждению Игоря Егорова, "в 1988 году отец Валентин уже проходил по уголовному делу группы гомосексуалистов как участник, но тогда он отделался легким испугом. В нынешнем деле по показаниям потерпевших и свидетелей подобные факты также были подтверждены".
В судебном заседании 20 августа выступила прокурор Татьяна Мустафина, которая потребовала приговорить митрополита Валентина к четырем с половиной годам лишения свободы условно. Со своей стороны, адвокаты первоиерарха РПАЦ обратили внимание суда, что в материалах дела отсутствуют объективные данные о совершении подсудимым инкриминируемых ему деяний. Как заявил адвокат Юрий Гервис, "обвинение построено исключительно на субъективных оценках несовершеннолетних, которые те неоднократно меняли как на предварительном следствии, так и в зале суда". При этом в деле не имеется ни одной точной даты или указания на место совершения предполагаемых преступлений. Юрий Гервис также обратил внимание суда на то, что сам акт возбуждения уголовного дела был незаконным: оно возбуждено на основании заявления Андрея Осетрова, в котором тот обвиняет митрополита Валентина в "развратных действиях", однако на первоначальной стадии следствие велось лишь по обвинению в "систематическом спаивании" несовершеннолетних.
Адвокаты митрополита Валентина, убежденные в полной невиновности своего подзащитного, намерены обжаловать любой приговор суда, который будет содержать хотя бы условные обвинения в адрес главы РПАЦ.