Минюст объяснил ЕСПЧ, что в России считается насилием над чувстввами верующих
 
 
 
Минюст объяснил ЕСПЧ, что в России считается насилием над чувстввами верующих
Moscow-Live.ru

Минюст России, разъясняя Европейскому суду по правам человека позицию Москвы по поводу картины художника Александра Савко "Нагорная проповедь", объявил любое неканоничное обращение с религиозными символами насилием по отношению к чувствам верующих. По мнению ведомства, государство вправе ограничивать свободу творчества, чтобы обеспечить "взаимную терпимость оппозиционных групп". Адвокат пожаловавшегося в ЕСПЧ художника в комментарии газете "Коммерсант" отметил, что таким образом в России криминализуется любое неканоничное использование предметов культа и религиозных символов.

Художник Александр Савко обратился в Страсбург с жалобой на нарушение своего права на свободу выражения мнения после того, как его комикс "Нагорная проповедь" был окончательно признан экстремистским материалом. Судебное разбирательство было инициировано после того, как жительница Тарусы, просматривая в Интернете работы с выставки "Запретное искусство - 2006", сочла оскорбительной работу Савко. Речь идет о комиксе по мотивам гравюры Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда со сценой Нагорной проповеди, где фигура Христа заменена на Микки Мауса. Женщина обратилась в прокуратуру, после чего исковое заявление направили в суд.

В первый раз суд признал картину экстремистской, не приглашая ее автора для дачи объяснений. По данным областной прокуратуры, в ходе судебного заседания было установлено, что "использованный А. Савко прием соединения священного для верующих христиан образа Иисуса Христа и комичного (в данной ситуации - даже вульгарного) образа Микки Мауса превратил эту графическую работу в карикатуру на Иисуса Христа".

"Тем самым евангельский сюжет представлен автором работы в виде комикса, что, в свою очередь, представляет собой и осуществляет предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии", - отмечала прокуратура.

Первое решение суда было отменено, поскольку художник был лишен возможности защищать свое произведение. Однако при повторном разбирательстве суд подтвердил экстремистский характер работы.

Вместе с Савко в ЕСПЧ обратились Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров, организаторы выставки "Запретное искусство - 2006", которые в 2010 году были признаны виновными в возбуждении ненависти либо вражды и приговорены к выплате штрафа в размере 350 тысяч рублей на двоих.

В комментарии для Страсбурга российские власти ссылаются на решения ЕСПЧ по аналогичным делам, в которых суд признает, что местные власти лучше понимают ситуацию в стране и знают, где провести границу свободы выражения мнений. Минюст напоминает, что православие широко распространено в России, а государству "надо обеспечивать взаимную терпимость оппозиционных групп". Таким образом, говорится в комментарии, запрет картины был обоснованным.

Также чиновники ссылаются на экспертизу по уголовному делу в отношении организаторов выставки. Эксперт, сотрудник Центра изучения истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН Наталья Энеева, пишет, что "любое сознательное искажение религиозной символики носит оскорбительный характер", а "само по себе обращение со священными символами - это насилие по отношению к сознанию и чувствам верующих".

"Получается, что российские власти криминализуют любое неканоническое изображение, упоминание, описание религиозных символов. Что с учетом весьма расплывчатых формулировок ст. 148 УК РФ ("Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий") весьма опасно", - отметил в комментарии "Коммерсанту" адвокат Международной правозащитной организации "Агора" Дамир Гайнутдинов, представляющий в Страсбурге интересы художника.

Юрист также указал, что суд, признавший картину Савко экстремистской, не стал заказывать отдельную экспертизу, а взял за основу мнение Натальи Энеевой. Однако нормы права не позволили художнику оспаривать экспертизу из другого дела, а значит, его право на справедливое судебное разбирательство было нарушено.

Эксперты назвали неверным буквальное понимание современного искусства

Выставка "Запретное искусство - 2006" проходила в марте 2007 года в Музее и общественном центре им. Андрея Сахарова в Москве. Она подверглась резкой критике со стороны ряда религиозных и националистических организаций.

Эксперты, комментируя приговор в отношении организаторов выставки и решение о признании комикса экстремистским материалом, выражали свое недоумение и заявляли, что произведения современного искусства нельзя понимать буквально. Так, например, гендиректор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин отмечал, что если следовать логике суда, то можно, например, признать экстремистской  знаменитую картину Ильи Репина "Иван Грозный убивает своего сына", а многочисленные примеры изображения интимных отношений в мировом искусстве счесть порнографией.

Эксперт подчеркнул, что любое художественное произведение имеет множество смыслов самых различных уровней и значений. Миндлин не считает работу Савко выдающимся произведением, но выступает против однобокого и дилетантского восприятия искусства. По его словам, непонятно, почему именно эта работа вызвала такое порицание, так как среди работ выставки "Запретное искусство - 2006" это далеко не самое вызывающее полотно. Так, среди работ можно увидеть распятие Христа с головой Ленина, рекламный баннер McDonalds с изображением Иисуса Христа и надписью "This is my body" ("Это мое тело") и другие.

По его словам, "авторы создают художественные произведения, которые используют в своих стратегиях различные социальные, политические, религиозные и другие имиджи", и задачей современного художника "не является унижение, оскорбление, даже высказывание своей религиозной или политической позиции".