Если журналист нарисовал карикатуру на Христа или распространил информацию, которая оскорбляет историю религий, то его надо наказывать, - убежден депутат Чуев
 
 
 
Если журналист нарисовал карикатуру на Христа или распространил информацию, которая оскорбляет историю религий, то его надо наказывать, - убежден депутат Чуев
Архив NEWSru.com

Нарушение свободы совести и вероисповедания в скором времени может стать уголовным преступлением. "Газета" рассказывает сегодня о том, что соответствующий законопроект о переносе этой статьи из Административного кодекса в Уголовный уже существует. И если он будет принят, то за богохульство будут сажать в тюрьму. Автором законопроекта является заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев.

"Сейчас в Уголовном кодексе есть только статья за разжигание межрелигиозной вражды, - объяснил Чуев "Газете", - но она всего не охватывает. Нужно, чтобы люди отвечали за оскорбление чувств верующих. Сейчас за такое в лучшем случае грозит штраф, но даже до этого, как правило, не доходит. Вспомните хотя бы скандальную выставку в музее Андрея Сахарова. Там были выставлены иконы с прорезью вместо головы, и каждый мог сфотографироваться в виде святого. Или голая женщина на кресте! С жалобами на такое к депутатам часто обращаются. Вот у меня лежит несколько обращений, где рассказано о том, что в помещениях храмов всякие киностудии и телестудии снимают сцены эротического содержания".

Для борьбы с подобными проявлениями Чуев предложил перенести статью о нарушении свободы совести и вероисповедания из Административного кодекса в Уголовный. Фактически, по замыслу автора, она дополнит статью 282-ю о разжигании межрелигиозной вражды. Называться будет так: "Нарушение свободы совести и вероисповедания, оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии".

Часть первая новой статьи предусматривает ответственность за воспрепятствование реализации права на свободу совести и вероисповедания (к примеру, совершению религиозных обрядов). Как варианты воспрепятствования автор привел угрозу насилия, уничтожение или повреждение имущества, разрушение культовых сооружений, нанесение на них оскорбительных надписей. Особенно отмечена угроза "в форме оскорбления чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии с использованием с этих целях СМИ или в иной публичной форме".

"Если журналист нарисовал карикатуру на Христа или распространил информацию, которая оскорбляет историю религий, то его надо наказывать, - объяснил Чуев, - вот, к примеру, по Ren TV недавно была передача, в которой ведущая рассказывала о том, что внешность Христа мы не знаем, а израильские ученые ее восстановили по облику некоего еврея, жившего в то время. И потом показали это изображение, которое, на мой взгляд, и является оскорблением. Потому что Христос на нем, простите, похож на беса. К тому же нельзя говорить, что мы не знаем, как он выглядел. Ведь есть отпечаток на Плащанице, к примеру. Я бы такую передачу назвал культурным экстремизмом. За это надо судить и платить штраф".

По санкциям, предусмотренным проектом Чуева, за преступления против свободы совести (они, кстати, отнесены к категории средней тяжести) необходимо наказывать либо штрафом от 500 до 800 МРОТ (с 1 июня МРОТ будет равен 600 рублям, значит, максимальный штраф - 480 тысяч), либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет. А часть вторая этой статьи вообще штрафов не предусматривает. За нарушение свободы совести, совершенное "с применением насилия, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо организованной группой" будут только сажать. На три года или пять лет.

Пока предложение Чуева проходит стадию предварительных обсуждений. По сведениям "Газеты", накануне его рассматривал комитет Совета Федерации по судебным и правовым вопросам. Сенаторам проект не понравился.

"Это дополнение в Уголовный кодекс фактически расширяет круг преступлений, - сказал в интервью "Газете" заместитель главы комитета Михаил Михайловский. - А это не согласуется с гуманизацией уголовного законодательства. Кроме того, автор законопроекта никак не обосновал необходимость расширения состава преступления. Не совсем понятно, так ли уж часто совершаются подобные преступления и насколько нужна это норма".

Сенаторы сочли предложенный проект юридически некорректным. Помимо прочего в качестве причин отклонения названы "несоответствие грамматическим правилам построения предложений, принятым в уголовном законе", слишком громоздкая первая часть и произвольно назначенные санкции.

С последним утверждением Чуев не согласен категорически. По его словам, штрафы и аресты, предложенные им, аналогичны тем, которые применяются за разжигание религиозной вражды. В любом случае, говорит Чуев, заключение сенатского комитета не ставит крест на проекте: "Законопроект уже внесен на рассмотрение. То, что в Думе к нему отнеслись более чем серьезно говорит хотя бы тот факт, что соисполнителями проекта назначены сразу три комитета: по госстроительству, по законодательству и по религиозным организациям". В конце мая проект будет рассмотрен по существу на комитете Госдумы и, скорее всего, уже к осени его вынесут на пленарное рассмотрение.