Духовный лидер тибетского буддизма далай-лама XIV Тенцзин Гятцо проведет c 24 по 27 декабря в Дели для тысячи российских паломников учения, посвященные философскому трактату Шантидевы, написанному в VIII веке, и медицине. Как известно, тибетский буддизм имеет широкое распространение в России.
"Ежегодные учения Его Святейшества далай-ламы для буддистов России даруются по просьбе председателя буддийского центра "Ринпоче Багша" Ело Ринпоче (Бурятия) и верховного ламы Республики Калмыкия Тэло Тулку Ринпоче при поддержке верховного ламы Республики Тыва Тензин Цултима", - сообщила РИА "Новости" директор организующего учения фонда "Сохраним Тибет" Юлия Жиронкина.
По ее словам, с 2009 года учения проводятся в ноябре - декабре в главном буддийском храме Дхарамсалы - небольшого городка на севере Индии, где расположена резиденция далай-ламы, однако в 2012 году по решению далай-ламы перенесены в столицу Индии.
"Во всех буддийских регионах России люди традиционно придерживались той формы буддизма, которая преподавалась в древнеиндийском университете Наланда. Для этих регионов, которые на протяжении многих столетий исповедовали буддийское учение, возрождение этой религии имеет большое значение, и я готов оказывать им всестороннюю поддержку, помогать в углубленном изучении буддизма и разъяснять истинную суть буддийской практики. Я вижу в этом одну из своих главных задач", - сказал далай-лама.
Во время публичных учений далай-лама обычно подробно комментирует то или иное классическое сочинение по философии буддизма. В 2012 году это духовная поэма буддийского наставника VIII века Шантидевы "Бодхичарья-аватра". В ней описывается идеал бодхисаттвы - подвижника, всецело посвятившего себя служению другим и стремящегося ради этой благой цели к достижению полного просветления - состояния будды. На протяжении столетий этот текст служил непревзойденным источником вдохновения для поколений великих наставников буддизма и простых людей.
"Если я хоть в какой-то мере постиг, что такое сострадание и путь бодхисаттвы, своим пониманием я целиком и полностью обязан этому тексту", - писал о поэме сам далай-лама.
К декабрю 2012 года приурочен выпуск нового (дополненного и исправленного) перевода на русский язык труда Шантидевы "Бодхичарья-аватра". Издание будет раздаваться всем участникам учений.
Подробное толкование поэмы для россиян далай-лама намерен продолжить и в последующие годы. Считается, что, когда наставник зачитывает вслух классическое произведение по философии буддизма, слушатель не только воспринимает его содержание на интеллектуальном уровне, но и получает от учителя энергетический импульс, способствующий глубокому проникновению в его суть. Этот импульс буддисты называют "благословением линии преемственности".
Помимо комментариев к трактату Шантидевы, в 2012 году ученикам из России далай-лама "дарует посвящение на практику Будды Медицины", которая используется для избавления от телесных и умственных недугов, а также духовного очищения.
Врачи, применяющие традиционные тибетские методы лечения, сопровождают врачебную практику чтением мантр Будды Медицины, молитвенным обращением к нему, выполнением связанных с ним медитаций и ритуалов. Практики Будды Медицины также используются для оказания духовной помощи умирающим.
Как и в предшествующие годы, участники учений смогут задать далай-ламе свои вопросы.
По словам организаторов, присутствовать на учениях могут не только буддисты, но "все, кто проявляет интерес к духовному развитию личности и считает, что только основополагающие общечеловеческие ценности - сострадание, добросердечие, терпение и умение прощать - могут спасти наш мир от упадка".
Организаторы учений: буддийский центр "Ринпоче Багша" (Бурятия), Центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (Калмыкия), Объединение буддистов Тувы, Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма "Сохраним Тибет" (Москва).
В переводе на русский "далай-лама" звучит как "океан-учитель". Буддисты считают далай-ламу воплощением Авалокитешвары - Будды Сострадания.
Далай-лама XIV (Лхамо Дхондруп, впоследствии Тэнзин Гьяцо) родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника - далай-ламы XIII, а в 1940 году возведен на престол. После включения Тибета в состав Китая далай-лама XIV в 1959 году переехал в Индию, где нашел пристанище в Дхарамсале. Там же обосновалось "тибетское правительство в изгнании".
За просветительскую деятельность в разных странах и миротворческие усилия далай-лама удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.
В России далай-лама бывал несколько раз с краткосрочными поездками. Российские буддисты надеются в скором времени снова увидеть его в своих регионах.
Основной причиной, затруднявшей визит далай-ламы в Россию, было то, что до марта 2011 года он официально сочетал функции как духовного лидера мирового значения, так и политического руководителя правительства Тибета в эмиграции, и его поездки в другие страны, сопровождавшиеся встречами с государственными деятелями, вызывали ноты протеста со стороны Китая. Однако и после того, как весной 2011 года с далай-ламы были сняты политические полномочия, Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР.
Буддизм - древнейшая мировая и одна из основных четырех традиционных религий России. По данным Центра тибетской культуры и информации в Москве, свыше миллиона жителей страны - буддисты, причем большинство исповедуют именно тибетское направление и, соответственно, почитают далай-ламу.