Минэкономразвития РФ готовит законопроект о передаче в собственность всем зарегистрированным в стране религиозным конфессиям зданий и земель, которые сейчас находятся у них в пользовании Документ предлагает передать церкви имущество, находящееся сейчас в ее безвозмездном бессрочном пользовании: культовые сооружения с земельными участками, движимое имущество
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Минэкономразвития РФ готовит законопроект о передаче в собственность всем зарегистрированным в стране религиозным конфессиям зданий и земель, которые сейчас находятся у них в пользовании
Архив NEWSru.com
 
 
 
Документ предлагает передать церкви имущество, находящееся сейчас в ее безвозмездном бессрочном пользовании: культовые сооружения с земельными участками, движимое имущество
Архив NEWSru.com
 
 
 
Государство взамен избавится от необходимости содержать храмы, отмечают наблюдатели. В Минэкономразвития пока отказываются комментировать законопроект, указывая, что он пока не прошел окончательных согласований
Архив NEWSru.com

Минэкономразвития РФ готовит законопроект о передаче в собственность всем зарегистрированным в стране религиозным конфессиям зданий и земель, которые сейчас находятся у них в пользовании. Если документ, попавший в распоряжение газеты "Коммерсант", будет принят, Русская православная церковь может стать одним из крупнейших собственников в России.

Документ предлагает передать Церкви имущество, находящееся сейчас в ее безвозмездном бессрочном пользовании: культовые сооружения с земельными участками, движимое имущество. Государство взамен избавится от необходимости содержать храмы, отмечают наблюдатели. В Минэкономразвития пока отказываются комментировать законопроект, указывая, что он пока не прошел окончательных согласований.

- Религиозные деятели готовы сдавать недвижимость
- Как в России возвращали церковное имущество
- Политики за, ученые против

Эксперты по недвижимости уверены, что если законопроект будет принят, то Церковь может превратиться в крупнейшего негосударственного собственника. "Конкуренцию Церкви смогут составить только "Газпром" и РЖД",- считает директор по развитию консалтинговой компании Prime City Properties Роман Чепцов.

Сейчас в России действуют 234 мужских и 244 женских православных монастыря, 16 тыс. православных приходов и 4696 воскресных школ. В ведении Римско-католической церкви находится 220 приходов. Кроме того, в РФ действуют более 4 тыс. мечетей и около 70 синагог.

Практически все указанное имущество не принадлежит религиозным организациям, а находится у них в бессрочном безвозмездном пользовании. Однако в последние 15 лет Церковь уже получила в собственность более сотни храмов на основании постановлений правительства. По сути, речь идет о том, как законодательно закрепить этот процесс.

Чтобы получить имущество в собственность, религиозной организации необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявкой, в которой она должна "доказать свое право на получение имущества". "В обязанности религиозной организации входят также поддержание имущества религиозного назначения в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и несение всех расходов на его содержание",- говорится в законопроекте.

При этом новый собственник не имеет права в течение десяти лет изменять назначение возвращенного имущества и передавать его третьим лицам. Законодатели оговорили еще одно немаловажное условие: передача зданий и сооружений религиозного назначения возможна только после предоставления расположенным в них предприятиям и учреждениям других помещений.

Не сможет Церковь получить в собственность и особо ценные объекты - памятники и ансамбли, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Например, храм Василия Блаженного или храмовый ансамбль Московского Кремля. Всего таких объектов около двадцати.

Религиозные деятели готовы сдавать земли и помещения в аренду

"Государство передает Церкви имущество вовсе не бескорыстно: власть, потеряв доверие народа, решила завоевать авторитет через Церковь,- считает зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы Владимир Кашин.- Безусловно, в Церкви найдутся желающие заняться коммерцией, сдать в аренду помещения, землю".

"Церковная собственность находится в руках правящего архиерея, который стоит на страже этой собственности,- указывает пресс-секретарь Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский. - Например, Патриарх Алексий II, являясь правящим архиереем Москвы, не позволял сдавать помещения и получать доход, только изредка разрешалось сдавать прицерковные помещения ради восстановления храма".

"Если религиозные организации будут владеть имуществом, то они станут независимыми от государства, так как власть потеряет рычаги давления",- отмечает сопредседатель Совета муфтиев России председатель Духовного Управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов. При этом он открыто говорит о том, что "у общины будет так называемое вакуфное владение, которое будет сдаваться в аренду для содержания общины".

"Мы будем сдавать свободные площади в аренду,- признался и председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган. - Но все полученные средства пустим на социальные проекты, например, открытие столовых для малоимущих".

Как в России шло возвращение церковного имущества

Массовое возвращение религиозным организациям имущества, национализированного советской властью, началось после подписания президентом Борисом Ельциным 23 апреля 1993 года указа "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества". Еще одним важным этапом в процессе реституции стало принятие Госдумой 24 сентября 2004 года закона о безвозмездной передаче религиозным объединениям в постоянное пользование земель под зданиями культового назначения.

Борьба Церкви за имущество сопровождалась рядом крупных скандалов. Так, 2 августа 2004 года в Москве прихожане захватили храм Воскресения Христова в Кадашах, в котором располагались реставрационные мастерские центра имени Грабаря. Реставраторы не могли покинуть здание, так как не получили от государства нового помещения.

В августе 2008 года судебные приставы опечатали помещения Историко-архивного института РГГУ на Никольской улице, которые по решению арбитражного суда переданы Заиконоспасскому монастырю. Другие конфессии также участвуют в реституции, но не всегда успешно. В 2005 году Высший арбитражный суд отклонил просьбу мусульманских организаций об открытии мечети в здании Ставропольской картинной галереи.

Верующие получают не только недвижимое имущество, но и культурные ценности. В 2006-2007 годах Владимир Путин лично передал РПЦ икону Смоленской Божьей Матери и фрагмент Ризы Господней, хранившийся в Московском Кремле, а в декабре 2007 года РПЦ добилась возвращения всех реликвий, находящихся в кремлевских запасниках.

Некоторые музеи пытаются противодействовать этому процессу. Например, в ноябре 2008 года Третьяковская галерея не разрешила использовать в богослужениях икону "Троица" Андрея Рублева.

Политики готовы вернуть еще больше, ученые выступают против

Политические и научные деятели по-разному смотрят на вопрос о том, нужно ли отдавать религиозным организациям национализированное некогда имущество. Если политики указывают на необходимость вернуть Церкви все, изъятое при советской власти, то ученые считают это невозможным и даже вредным для страны.

Первый зампред Госдумы Любовь Слиска утверждает, что нужно отдать церкви все, что ей некогда принадлежало, "а сверх того, наверное, земли". "Может, так мы избавимся от груза грехов наших предков", - надеется народная избранница.

Оганес Оганян, глава комитета Совета федерации по экономполитике, предпринимательству и собственности, также говорит о необходимости отдать Церкви "все, что было незаконно изъято во времена советской инквизиции". Тверской губернатор Дмитрий Зеленин чуть более сдержан: он считает, что Церкви следует отдать, "все, что ей необходимо для полноценной жизни".

Ректор МГУ Виктор Садовничий отмечает: "Объекты, служащие и светскими памятниками, и церковными, должны оставаться у государства". "Художественные произведения - иконы, картины и скульптуры - во всем мире хранятся в музеях, - добавляет Ирина Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина. - У Церкви нет условий, которые необходимы для их сохранения. Поэтому не надо проводить кампанейщины, а по каждому зданию, по каждой картине проводить отдельное решение".

Лауреат Нобелевской премии, академик Виталий Гинзбург и вовсе считает, что новые уступки религиозным организациям лишь повредят стране: "Хватит уже. Сколько всего передано и понастроено для Церкви! В кризис тратить средства на Церковь как минимум неуместно. И вообще, я против дальнейшей клерикализации страны. Это очень опасно".