Епископ Христодул получил поддержку церковных иерархов в проведении реформ внутреннего устройства Церкви
 
 
 
Епископ Христодул получил поддержку церковных иерархов в проведении реформ внутреннего устройства Церкви
Архив NEWSru.com

Глава Элладской православной церкви (ЭПЦ) архиепископ Афинский и всея Греции Христодул получил поддержку церковных иерархов в проведении реформ внутреннего устройства Церкви и очищении ее рядов от оскандалившихся клириков перед лицом попыток широкого спектра политических сил ограничить влияние ЭПЦ в Греции. Это произошло, когда в ходе беспрецедентного голосования по вотуму недоверия Христодулу на пленарном заседании епископов ЭПЦ он получил поддержку 67 иерархов, еще шестеро от голосования воздержались и лишь один проголосовал против. Среди не поддержавших Христодула прелатов - митрополит острова Закинтос, "прославившийся" в свое время интервью порнографическому журналу и открыто высказывающийся за половые отношения между юношами и девушками до вступления в брак, сообщает mpa.gr.

Пленарное заседание иерархов ЭПЦ было созвано в связи с инспирированным явно выполнявшим политический заказ СМИ громким скандалом, бушующим в Греции в последние недели. В центре него оказался ряд клириков, судей и окружающих их подозрительных личностей, замешанных в коррупции и гомосексуализме, который ЭПЦ официально считает грехом. Ряд весьма надуманных обвинений предъявляется и самому главе ЭПЦ, попросившим у верующих прощение за "очень серьезную" ситуацию, в которую попала Церковь.

В числе мер по оздоровлению положения в Церкви, предлагаемых Христодулом, - присутствие адвоката на процессах в связи с моральными прегрешениями клириков и церковных иерархов, предварительное отбывание будущими священниками воинской повинности, введение минимального 35-летнего возраста для занятия высоких церковных должностей, обеспечение прозрачности в источниках дохода священнослужителей, запрет на принятие иерархами "подарков" от верующих, создание при всех митрополиях церковных советов с участием светских лиц для управления финансами и имуществом Церкви.

Самым важным итогом работы церковного форума стало решение о создании Высшего контрольного совета во главе с Христодулом, вице-президентами которого станут представители Верховного суда, Государственного совета, Государственного совета по аудиту и еще ряда государственных органов. Высший контрольный совет будет заниматься разбором жалоб и обвинений, выдвигаемых против духовенства, в том числе самого высокого ранга, а также вырабатывать рекомендации по решению различных проблем Священному Синоду ЭПЦ. Это означает значительное усилие контроля и роли государства в управлении огромным хозяйством и богатствами церкви.

Согласно греческой конституции, православие является "преобладающей" религией страны, имеющей фактически статус государственной. Это выражается, в частности, в том, что в греческих учреждениях вывешены на стенах иконы с изображением Иисуса Христа и Богородицы, члены правительства перед вступлением в должность приносят присягу на Библии в присутствии главы ГПЦ, в школах преподается Закон Божий, священники получают зарплату от государства.

Парадоксальным образом в сотрясающем Грецию коррупционном скандале, в центре которого оказалась именно Церковь, по своему заинтересованы все основные политические силы страны, а также жаждущие "жареного" обывательские круги, журналисты, сумевшие поднять постоянными "разоблачениями" коррупционеров в рясах и мантиях рейтинги своих СМИ и, конечно же, свои заработки.

Мало того, в скандале были до самого последнего времени заинтересованы и некоторые прелаты ЭПЦ, конкурирующие с другими членами иерархии за большую власть и влияние. В Греции не является секретом, что руководство ЭПЦ расколото на три группировки, одну из которых возглавляет Христодул. Поэтому неудивительно, что многие разоблачения и откровения о накопившейся "грязи" в церковной жизни, прозвучавшие в последние недели на телеэкране и в прессе, исходили от самих служителей Церкви.

Это нанесло огромный ущерб престижу Церкви и ее главы архиепископа Христодула в глазах рядовых греков. Так, если в 2004 г его деятельность позитивно оценивали 68 процентов греков, то неделю назад - только 43 процента опрошенных. При этом 47 процентов респондентов отозвались о ней негативно.

Что касается отношения к кризису политических партий, то тут ситуация такова. Левые во главе с коммунистами страстно желают полного отделения Церкви от государства. Того же хотят и занимающие центристские позиции социалисты из ПАСОК. Лидер этой партии Георгиос Папандреу призвал к проведению референдума по данному вопросу. Скандал вокруг священнослужителей и судей - к радости социалистов - полностью "похоронил" предшествовавший ему скандал в связи с взятками, бравшимися якобы бывшими министрами и людьми ПАСОК при осуществлении оборонных закупок Грецией в последние годы.

Сложнее отношение к происходящему правящей правоцентристской партии "Новая демократия", которой Церковь отчасти помогла прийти к власти. Ряд ее видных деятелей также присоединились к требованиям об отделении Церкви от государства, хотя правительство публично заявляет, что не поддерживает этого, но готово помочь Церкви произвести давно назревшую "чистку" ее рядов. Власти также говорят, что будут вынуждены вмешаться, если Церковь не сможет очиститься сама.

Весьма интересное заявление в этой связи сделала на днях министр национального образования и культов Мариетта Яннаку. Высказавшись формально против того, чтобы менять статус кво в отношениях между Церковью и государством, она, выступая перед депутатами парламента, в то же время заявила, что государство не должно использовать Церковь в своих политических целях, Церковь не должна вмешиваться в дела государства и ей следует укреплять свою духовную роль в сотрудничестве с Вселенским Патриархатом. А ведь это, по сути, и есть ни что иное, как призыв к фактическому отделению Церкви от государства.

По мнению ряда местных аналитиков, на самом деле партия "Новая демократия" заинтересована в изменении статуса кво - если не резком, то постепенном. Во-первых, ее не устраивает вмешательство Церкви в дела государства, иными словами, политическая роль, которую играет в Греции архиепископ Христодул. Между тем, для главы ЭПЦ совсем не просто сосредоточиться исключительно на религиозных вопросах, потому что само существование греческого народа, его язык, культура, национальное и религиозное самосознание - все это было обеспечено в веках Православной церковью, отчасти сохраняющей и сейчас чувство ответственности за происходящее, выразителем которого и является ее предстоятель. "Короткий поводок" для Христодула необходим потому, что в ближайшие годы Афинам под усиливающимся давлением Запада придется, видимо, пойти на ряд внешнеполитических шагов (в кипрском вопросе, противоречиях с Турцией в Эгейском море, проблеме названия соседней Македонии), которые будут расценены общественным мнением как серьезные и опасные уступки. И никакая власть, конечно же, не захочет, чтобы, как в прошлые годы, глава ЭПЦ, видящий в Церкви хранителя греческого патриотизма, выводил на улицы протестующие толпы людей... Во-вторых, правительство в своих усилиях по наведению порядка в стране после 20 лет правления смотревших на многое сквозь пальцы социалистов просто хочет поставить под свой контроль "государство в государстве", которым является, фактически, ЭПЦ и которое, как наглядно продемонстрировал нынешний скандал, находится в весьма запущенном состоянии. Впрочем, нельзя исключить и закулисного давления партнеров Афин по ЕС и США, не приемлющих государственные функции и прерогативы православия, а также "ущемления" интересов других религий в стране. Почти во всех развитых странах давно состоялось отделение церкви от государства, а христианству даже не нашлось места в Конституции Объединенной Европы, а ведь Греция является ее частью.

Пока невозможно однозначно сказать, удовлетворят ли власти и яростных критиков ГПЦ меры, согласованные на пленарном заседании церковных иерархов, а также уже состоявшиеся разоблачения ряда коррупционеров в рясах.