Призывы к утверждению национальной и религиозной идентичности опасна для межконфессиональной России, убежден российский историк религии и публицист Борис Фаликов
 
 
 
Призывы к утверждению национальной и религиозной идентичности опасна для межконфессиональной России, убежден российский историк религии и публицист Борис Фаликов
gazetakifa.ru

Часто слышимые сегодня заявления представителей российской власти и православного духовенства о том, что стране необходимо отстаивать свою национальную, культурную и религиозную идентичность, что только так она сможет сохранить себя в современном мире, где силы глобализации стирают национальные и прочие различия, - опасны для России, которая исторически сложилась как конгломерат самых разных народов, религий и культур. Об этом написал в среду в своем комментарии для "Газеты.Ru" российский историк религии и публицист Борис Фаликов.

Хотя нашим защитникам идентичности вполне понятны эти исторические особенности, но, похоже, они не осознают последствий своих призывов. Такие лозунги легко подхватываются и разносятся по национальным углам. Причем срабатывает эффект сообщающихся сосудов - чем мощнее децибелы, направленные вовне, тем сильнее отдаются они в самой России. И это не может не грозить ее целостности, отмечает эксперт. При этом, пишет Фаликов, возникает парадоксальная ситуация - те, кто хочет защитить страну от внешней угрозы, усиливают внутреннюю.

Проблема, на его взгляд, усугубляется еще и тем, что в самой России эти вопросы отданы на откуп религиозным деятелям, которые с завидным упорством отождествляют религиозную принадлежность с национальной и добиваются любопытных результатов.

Автор комментария ссылается на итоги социологического исследования, проведенного этим летом. Выяснилось, что желание самоопределиться и противопоставить себя соседям по национальному и религиозному признаку испытывает все большее число россиян. Причем, как замечает автор, религиозное и национальное смешиваются порой до неразличимости. О возвращении знаменитой пятой графы в паспорте мечтают 51% опрошенных (причем среди русских их даже несколько больше - 54%). За Православную партию проголосовали бы 53% русских. Зато Исламская партия получила бы поддержку 44-49% в местах компактного проживания мусульман, а в Чечне и Ингушетии и вовсе 68%.

Формула "русский - это православный", которую уже не один год пестует церковное начальство, прочно утвердилась в нашей жизни. Как и то, что татарин, башкир, чеченец, ингуш - мусульмане.

Слияние религиозного и национального характерно для православия, у которого с национализмом всегда складывались самые теплые отношения, причем не только с русским, но и с болгарским, сербским и греческим, пишет Фаликов.

Но если у балканских народов православно окрашенный национализм был связан с идеей освобождения, то у русского православия в начале прошлого века - совсем с другими вещами, что, в свою очередь, привело к трагическим последствиям, которые привели к тому, что даже в иноязычной лексике появилось русское слово "погром". И это, на взгляд автора комментария, совсем не случайно.

Если над отечественным православием тяготеет история, то над исламом - настоящее. Радикальные тенденции в мировом исламе не обходят и нашу страну. Они приносятся в основном из-за рубежа, поэтому им противопоставляются местные российские традиции. И делается вывод о том, что этнический ислам гарантирует безопасность, тогда как импортный чреват радикализмом. На самом деле это очень условная безопасность, потому что привязка ислама к местному национализму также ведет к созданию взрывоопасной смеси, предупреждает Фаликов.

Между тем у религий, отмечает он, есть универсальное измерение, которое позволяет им найти общий язык, поднимаясь над конфессиональными предрассудками. Этим сполна воспользовалось экуменическое движение, возникшее в XX столетии. Которое наглядно продемонстрировало, что современные религии могут из разделяющих барьеров превратиться в мосты между народами. Почему же этой возможностью так часто пренебрегают? - задается вопросом автор.

Потому что и пастыри, и паства предпочитают смотреть в прошлое, а не в будущее. И делают это в унисон с консервативными политиками. Так религиозная идентичность и оказывается в одном пакете с культурной и национальной обособленностью, легитимизируя их, говорится в публикации.

Все это мы можем наблюдать сейчас в России, где стремление отгородиться от глобальных перемен высоким забором традиционных ценностей приобретает все большие масштабы. Во внешней политике это ведет к изоляции и вытеснению на периферию международной жизни. Но внутри страны ставки еще более высоки. Слепая верность традиции чревата не только национально-религиозной замкнутостью, но и выпадением из процесса модернизации. И совсем нехорошими последствиями это грозит такой мультинациональной и поликонфессиональной стране, как Россия. Здесь агрессивная защита идентичности может обернуться войной всех против всех, заключает Борис Фаликов.