В Москве, во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) накануне прошла научная конференция "Духовные проблемы Индии: древность и современность". Она была приурочена к "Году России в Индии-2008", сообщает корреспондент сайта "Мир религий".
На открытии научного форума с приветственным словом выступил директор культурного центра им. Джавахарлала Неру, советник Посольства Индии в Москве Абхай Тхакур. Если активно развивающееся стратегическое сотрудничество между Россией и Индией, отметил он, - приоритет государств, то вопросы духовного, культурного взаимообмена между двумя народами решаются на уровне простых людей. По его словам, интерес индийцев к России и россиян к Индии – главный залог культурного обмена двух стран.
Духовное наследие Индии привлекает к себе внимание людей других стран, в том числе и россиян, прежде всего, своей непостижимой живучестью – в то время как все великие цивилизации прошлого давно исчезли, ведическая культура древней Индии продолжает жить в быту, обрядах, принципах и ценностях миллионов людей. Выступающие говорили о том, что Индия, будучи открытой и толерантной по отношению к другим культурам, умудряется сохранять аутентичность собственного культурного наследия. Именно космополитизм индийской духовности, готовность индийцев к сотрудничеству, свидетельствует о внутренней силе древней культуры Индии.
Сотрудник Института Востоковедения РАН Л.Б. Алаев отметил, что индийская религиозность во многом остается загадкой для западных ученых, что впрочем, объясняется не только разницей в подходах к миру верующих и светских людей.
С докладом, касающемся исследований индийской логической традиции выступила научный сотрудник Институт Философии РАН Н.А. Канаева. В нем шла речь о принципиальных отличиях западной и индийской логики.
Как отмечалось в выступлениях участников конференции, основные идеи древней ведической культуры, которые изложены как в ранних Упанишадах, так и в более поздних священных текстах, несмотря на отличия западного и восточного способов восприятия мира, доступны и востребованы людьми всей планеты.
По мнению Е.Б. Рашковского, директора Центра религиозной литературы ВГБИЛ, главным посланием индуизма и в частности Бхагавад-гиты, является идея жертвенного, любовного служения Богу, идея непривязанности к плодам своего труда - бескорыстия. Ученый посвятил свой доклад близкому для всех народов и во все времена понятию сатьяграха, возникшему в лоне вишнуитской философии и введенному в широкий обиход Махатмой Ганди. Слово "сатьяграха" вбирает в себя очень многое – это и сопричастность к жизни мира, и сострадание, и ненасилие, и – главное, – упорство в том, что истинно, свято и насущно.
Помимо докладов, касающихся, собственно, философии и культуры Индии, на конференции прозвучали выступления, затрагивающие и социально-политическую сферу. Сотрудник ИМЭМО РАН Д. Абрамов говорил об исламском радикализме в Индии.
Ученые, разумеется, не могли обойти стороной тему давних культурных связей России с Индией. Сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ С.Д. Серебряный выступил с докладом о месте духовного наследия Индии в жизни Льва Толстого. Он, в частности, указал, что Толстому доводилось пользоваться вторичными, английскими источниками по философии и религии Индии, что порой приводило к не всегда адекватным оценкам тех или иных явлений индийской жизни и культуры.
Дефицит русскоязычных книг по философии, культуре, религии Индии сегодня частично восполняют и академические исследования, и книги издательства Общества Сознания Кришны, об истоках и нынешней деятельности которого говорил С.В. Зуев, координатор Научного центра по изучению индуистских объединений в России при Ассоциации индийцев в России. Напомнив о том, что первые индуистские общины благодаря приезжим купцам появились в России много веков назад, ученый рассказал о духовной практике и социальных программах российских вайшнавов (кришнаитов). Выразив надежду на то, что в Москве вскоре появится первый индуистский храм, он заметил, что культура Индии настолько поразила молодого цесаревича, будущего императора Николая ІІ во время его путешествия по древней стране, что он планировал строительство в Петербурге первого в России индуистского храма. К тому времени в тогдашней столице Российской империи уже был воздвигнут буддийский храм, новым планам расширения культурного пространства Петербурга помешала Первая мировая война.
Одним из главных итогов конференции стало, если не сближение спорных позиций, то, как минимум, способность слышать друг друга, которая в последнее время вывляется в диалогах светских ученых и вайшнавов.
Пониманию и сближению российского и индийского народов, а также устранению недоразумений, которые порой возникают в России на религиозной почве между последователями православия и индуизма, должен способствовать и Российско-индийский межрелигиозный Форум. В будущем году он должен пройти в индийском городе Тривандрум при участии Межрелигиозного совета России и традиционных религий Индии.