Аркадий Фокин
 
 
 

В столице Татарстана увидела свет книга "Кряшены - судьба моя". Ее автор - председатель Совета ветеранов кряшенского движения Казани, кандидат исторических наук Аркадий Фокин, который в этом сочинении останавливается на различных эпизодах истории национального движения кряшен, тем самым обосновывая право этого самобытного тюркоязычного народа, исповедующего православие, на свое национальное и религиозное самоопределение, сообщает информационное агентство REGNUM.

75-летний Аркадий Фокин является не только живым свидетелем развития кряшенского национального движения, но и его активным участником, а сегодня по праву воспринимается как его один из светских идеологов и активных сторонников воцерковления. Его книга, представляющая собой собрание статей, выступлений на конференциях и интервью разным изданиям, охватывает основные проблемы "кряшенского вопроса" в Татарстане.

Наряду с чисто кряшенской проблематикой Фокин в своем труде дает оценку деятельности чиновников, курирующих "национальный вопрос" в Татарстане.

"Сложилось какое-то странное взаимонепонимание между республиканскими властными и общественными структурами. Складывается впечатление, что прямой и непосредственный куратор Ассоциации национально-культурных обществ (АНКО), как будто нарочно, нагнетает атмосферу в Доме дружбы народов и вокруг него. Годами не решаются вопросы, которые уже не требуют ни финансовых, ни материальных затрат. Стало обычной практикой вмешательство во внутренние дела АНКО, давление, диктат", - говорится в выступлении, которое Фокин публиковал в своей книге.

Автор подводит весьма неутешительный итог двадцатилетнему периоду в новейшей истории Татарстана: "Татарстан, как всегда, провозглашает себя впереди России всей: широко распропагандированная "Модель Татарстана" стала не просто визитной карточкой, а своего рода охранной грамотой якобы беспроблемного процветания народа, этнических образований и представителей всех зафиксированных в республике национальностей. Однако ларчик открывается просто: наш истеблишмент научился лучше лакировать действительность и больше преуспел в пиаре собственного народолюбия. Таково восприятие кряшенами реального состояния дел и воздействия властей на их положение как чётко выраженного этноконфессионального, но директивно не узаконенного сообщества. Они знают из собственного опыта, что, когда хотя бы одному из всех нехорошо, то благополучия нет и быть не может".

Проблема кряшен сегодня снова активно обсуждается, но уже на федеральном уровне. Последние поджоги храмов в кряшенских деревнях, упорное нежелание признавать кряшен самобытным этносом, попытки их принудительной исламизации, ставит "кряшенский вопрос" в Татарстане в число актуальных и нерешенных национальных вопросов, отмечается в публикации REGNUM.