В Москве представили новое издание труда Павла Флоренского о будущем государственном устройстве России
 
 
 
В Москве представили новое издание труда Павла Флоренского о будущем государственном устройстве России
www.blagovest-info.ru

В московском Высокопетровском монастыре накануне состоялась презентация сборника "Священник Павел Флоренский. Предполагаемое государственное устройство в будущем. Сборник архивных материалов и статей".

Книгу представлял ее составитель и автор предисловия игумен Андроник (Трубачев) – внук Павла Флоренского, доцент Московской духовной академии (МДА), директор мемориальной квартиры-музея своего деда.

В сборник включен исправленный вариант работы П. Флоренского "Предполагаемое государственное устройство в будущем", написанной в 1933 г. в тюрьме, а также следственные материалы по делу "О контрреволюционной национал-фашистской организации "Партия возрождения России", участие в которой инкриминировали священнику.

В книге впервые публикуются все протоколы допросов "обвиняемого" и Обвинительное заключение по делу от 30 июня 1933 года. Архивные материалы дополнены статьями специалистов, комментирующих труд Флоренского: известного церковного историка, профессора МДА протоиерея Владислава Цыпина, кандидата философских наук И. Треушникова и кандидата исторических наук А. Зябликова.

В работе Павла Флоренского речь идет о будущем политическом строе, который установится в России после коммунизма. Как отметил игумен Андроник, Флоренский называл переломный момент "сдвигом" - это, собственно, то, что произошло в начале 90-хх. гг. и было названо "перестройкой". Именно в это время - в 1991 г. - впервые увидела свет эта рукопись Флоренского. Тогда, по словам игумена Андроника, этот текст "шокировал своей антилиберальностью, антидемократичностью".

Павел Флоренский никак не связывает будущее России с демократией, парламентаризмом и "прочей многоголосицей". По его мнению, для России требуется единоличный правитель - "лицо пророческого склада". "Ему нет необходимости быть ни гениально умным, ни нравственно возвышаться надо всеми, но у него должна быть гениальная воля – воля, которая стихийно, может быть, даже не понимая всего, что она делает, стремится к цели, еще не обозначившейся в истории".

В качестве примера "суррогата" такого лица Павел Флоренский приводит (напомним, что речь идет о 1933 годе, отмечает "Благовест-инфо") "Муссолини, Гитлера и др". Исследователям остается только гадать, подразумевало ли это "др." Сталина, но исключать этого тоже нельзя. Положительное значение этих деятелей, их "целесообразность" священник видит в том, что они "отучают массы от демократического образа мышления, от партийных, парламентских и подобных предрассудков". Все "права на власть", обусловленные этими "предрассудками", - "старая ветошь", пишет заключенный Флоренский. Будущее он связывает с "новым правом - силой гения". "Право это - не человеческого происхождения, и потому заслуживает название божественного. И как бы ни назывался подобный творец культуры - диктатором, правителем, императором или как-нибудь иначе, мы будем считать его истинным самодержцем и подчиняться ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что перед нами чудо и живое явление творческой мощи человека", - пишет Павел Флоренский.

Игумен Андроник уверен, что полемический текст его деда невозможно оценить вне тех условий, в которых он создавался. Однако он отметил: "Мне казалось, что все, что писал Флоренский, - уже пройденный этап, однако этот текст и сейчас актуален".

С ним согласен священник Владислав Цыпин: по его мнению, "история показала как реальность положений отца Павла, так и губительность тех ценностей, на основе которых переделывалось советское общество – ценностей либерализма". В. Цыпин предположил даже, что "коррекция политического курса" в 2000-е гг. в России "как-то соотносится с идеями Флоренского". Он также не исключает, что "идеологическая коррекция" конца 30-х – начала 40-х гг. может быть "следствием того, что этот труд в каком-либо виде стал известен советскому руководству".

Профессор МДА также призвал рассматривать это "крайне оригинальное, поразительное сочинение" Павла Флоренского в идейном контексте евразийского течения и, в частности, соотносить этот текст с идеями И. Ильина.

Игорь Треушников, в свою очередь, предостерег от упрощенного понимания этой работы как "реакционно-консервативного проекта" и призвал рассматривать ее в связи с "метафизическими корнями мировоззрения Флоренского".

На вечере в Высокопетровском монастыре состоялась двойная презентация: книга, посвященная "контрлиберальному" труду Флоренского, представлялась вместе с изданием первого посмертного жизнеописания Патриарха Алексия II. Как отметил на презентации автор этой книги Валентин Никитин, "точкой соприкосновения" этих двух изданий можно считать "отношение героя одной книги к автору другой книги – отношение Патриарха Алексия к священномученику Павлу Флоренскому". В подтверждение выступавший привел слова Алексия II: "Личность и творчество отца Павла имеют общекультурное и общецерковное значение... Да послужит жизненный подвиг священника Павла Флоренского поучительным примером верного служения Церкви и Отечеству, залогом возможности и необходимости добрых отношений между наукой церковной и светской, залогом согласия веры и разума".