Прпоблема хиджаба во Франции обретает неожиданною остроту
 
 
 
Прпоблема хиджаба во Франции обретает неожиданною остроту
Архив NEWSru.com

В Катаре недавно разгорелись страсти: две женщины, которых, как это ни удивительно, разделяет целый континент, решили выступить с публичными заявлениями по поводу хиджаба - мусульманского головного платка. Обе представительницы прекрасного пола - сторонницы радикального следования исламским традициям. О том, что случилось после их публичных заявлений рассказывает английская The Times ( перевод материала опубликован на сайте InoPressa.Ru) .

На коммутатор телеканала Al-Jazeera обрушился шквал звонков после того, как популярный диктор местного телевидения Хадижа Бен Ганна появилась на экране в чадре. Пусть даже цвет ткани ее одеяния и напоминал изысканный цвет свежепойманного лосося. Алжирская подданная Бен Ганна заявила, что решила стать первым диктором телеканала, не стыдящимся носить традиционную мусульманскую одежду. Она считает, что подобная решимость овладела ею после того, как она "победила дьявола" в себе, благодаря своей вере.

Главный редактор канала Al-Jazeera Ибрагим Хелал заявил, что Бен Ганна вольна поступать так, как ей хочется. "Нам звонили те, кто одобряет ее решение", - сказал он. - Но среди пользователей канала есть и те, кто относится к подобному решению отрицательно". "Я слышал, - добавил он, - как один из продюсеров счел, что нас могут неправильно понять, решив, что Al-Jayeera cтановится исламским каналом, хотя дело обстоит совсем иначе".

А вот другой эпизод, касающийся второго действующего лица этой истории. Во Франции, где мусульманку по имени Дахрия Бухали вывели из состава жюри присяжных в пригороде Парижа Бобиньи.

Здесь полтическая элита придерживается противоположной точки зрения. Министр юстиции Доминик Пербен приказал исключить ее из состава присяжных, слушающих дело об убийстве, после того, как она появилась на процессе в хиджабе.

Так или иначе проблема хиджаба стала весьма актуальной темой во Франции, где число мусульманского населения в сравнении с другими странами Европы преобладает. Более 70% общества поддерживает меры правительства по запрещению традиционного платка не только в школах, но и в государственных учреждениях.

Шумная реакция общественности в связи с решением двух последовательниц ислама в отношенииу того, как им следует одеваться, свидетельствует о достаточно эмоциональном отношении общества к символам ислама. Получается, что проблема выходит далеко за рамки моды и возвращается к истокам межрелигиозных споров, уже имевших место в истории. К этому добавляется общая проблема противостояния западной и радикальной мусульманской цивилизаций.

В то же самое время в Италии борьба сосредоточилась уже вокруг других, не менее значимых, религиозных символов. Летом нынешнего года общественность этой преимущественно католической страны была приведена буквально в состояние шока, узнав о решении судьи одного из городов страны, ставшего на сторону родившегося в Шотландии мусульманина. В соответствии с этим решением из учебных помещений школы, о которой шла речь в постановлении суда, должны были быть удалены изображения распятия. Противники этого решения подали в суд апелляцию.

Но, между тем, именно одежда мусульманских девушек и женщин и реакция общества на отношение прекрасной половины населения Европы к традициям ислама породили весьма ощутимую напряженность в отношении к обычаям этой мировой религии во всем мире - от Квебека до Турции.

В мусульманских странах спор идет между сторонниками светского государства, или умеренными реформаторами, и теми, кто добивается возвращения к основам консервативного мусульманского мировоззрения.

Находящееся в Турции у власти умеренное правительство подвергается давлению из-за действующего уже 80 лет запрета на ношение женщинами головных платков в учреждениях. В Тунисе, где ношение хиджаба также ограничено, правозащитников возмущает появление на пляжах молодых мусульманок из Франции, с головы до ног закутанных в чадру.

В Европе же проблема хиджаба неожиданным образом послужила своего рода выпускным клапаном в столкновении разноречивых мнений, возникших в ходе дебатов об иммиграции, толерантности и национальной идентичности.

В Британии хиджаб сегодня женщины-мусульманки носят гораздо чаще, чем раньше, и это считается неотъемлемым признаком сосуществования разных культур. Такой же подход принят в Испании, Нидерландах и Дании.

Со своей стороны, французские СМИ не упускают возможности с оттенком недоверия заявить о том, что в Британии есть полицейские в мусульманской одежде. Не менее яростные споры Хиджаб вызывает в Швеции, Бельгии и Германии.

Однако, пожалуй, нигде страсти не достигают такого накала, как во Франции, где мусульманское население находится в конфликте с "республиканской" доктриной интеграции. В отличие от толерантных британцев, здешние государственные деятели, политики, учителя и многие правозащитники обеспокоены количеством молодых мусульманок, носящих хиджаб, а иногда и паранджу, закрывающую лицо и все тело.

Кроме того, их огорчают все более частые отказы мусульман лечиться у врачей и учиться у учителей, которые имею несчастье принадлежать к противоположному полу. Это считают симптомом стремления разделить общество на религиозные и расовые общины. В этой концепции можно найти зародыш тех же идей, которые свойственны апартеиду.

В сентябре школы Франции рапортовали о более чем о тысяче конфликтов, возникших на почве хиджаба. Кстати, после всех обсуждений самым решительным образом, выразившемся в потере рабочих мест, закончились лишь четыре прецедента. Однако государственная комиссия рассматривает новый законопроект, подтверждающий действующий уже 100 лет запрет на религиозную символику в школах, к которому благосклонно относится президент Ширак и основные партии, как правые, так и левые.

В противоположном лагере находятся правые либералы, выступающие против государственного вмешательства, и левые радикалы, называющие новую кампанию проявлением расизма.