В Туву для совершения богослужений и чтения лекций прибыл из Индии монах Шивалха Ринпоче. Он имеет посвящение т. н. "высокой духовной реализации" и звание "геше", что значит доктор буддийской философии. Представитель монашеской традиции школы Гелугпа, которой придерживаются тувинцы уже в третий раз посещает эту российскую республику. Об этом сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в пресс-службе тувинского правительства, но не пояснили, что такое "школа Гелукпа".
Объявлено лишь, что геше в течение трех предстоящих месяцев в храмах Тувы будет читать лекции по философии, проведет ритуалы очищения и благословения, прослужит молебны во благо жителей республики.
Высокопоставленного монаха принял в Кызыле глава республики Шолбан Кара-оол, рассказав гостю, что среди его предков тоже были буддийские ламы. А геше напомнил, что благодаря поддержке жителей Тувы построено общежитие Самло для тувинских монахов- послушников, получающих высшее духовное образование в его родном монастыре Дрепунг Гоман.
Сейчас 52% из 311-тысячного населения Тувы считают себя буддистами.
Что такое школа Гелугпа
Буддийская школа Гелугпа, что по-тибетски означает "закон добродетели", была основана в Тибете в начале XV в. монахом Цзонхавой. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря Галдан, носит титул гьялва ("победитель") и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб. Ченрези).
Влияние школы Гелугпа быстро распространилось и укрепилось благодаря строительству крупных монастырей: Галдан (1409 г.), Брайбун (1416 г.), Сера (1419 г.) вблизи столицы Тибета Лхасы и Ташилхунпо (1447 г.) в Западном Тибете. Установив в середине XVI в. при помощи монголов власть над Тибетом и закрепив ее при посредстве китайцев, контролировавших сношения Тибета с внешним миром, школа Гелугпа распространилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае (преимущественно как придворный культ).
Доктрина школы опирается в индийской традиции на учение мадхьямиков-прасангхиков, а в тибетской - на положения школы кадампа. Последователями школы Гелугпа было разработано учение о "степенях пути", или лам-рим, под руководством ламы-учителя. При этом значение учителя-наставника в Гелугпа настолько велико, что к общебуддийскому принципу почитания Трех Драгоценностей - Будды, его учения (Дхармы) и монашеской общины (Сангхи) - добавляется четвертое положение о почитании ламы (учителя).
Внутреннее единство школы обеспечивается наличием строгого устава, требующего от монахов безбрачия, отказа от употребления алкоголя и мяса, систематического повышения своего образования и тщательного выполнения установленных обрядов.