Желание патриарха Кирилла "делать различия между репрессивными режимами" Гитлера и Сталина вызвало протесты в России и на Украине
 
 
 
Желание патриарха Кирилла "делать различия между репрессивными режимами" Гитлера и Сталина вызвало протесты в России и на Украине
patriarchia.ru

Заявление патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что сталинизм нельзя приравнивать к фашизму, сделанное им в ходе пастырского визита в Киев, вызвало волну протеста как на Украине, так и в России.

Напомним, что 28 июля патриарх Кирилл в интервью украинскому телеканалу "Интер" заявил следующее: "Не оправдывая, а осуждая репрессивные режимы, мы должны все-таки при всем этом делать различия между репрессивным и человеконенавистническим режимами. Вот для меня нацизм – это режим человеконенавистничества, сталинизм – это репрессивный режим".

Следуя логике предстоятеля Русской православной Церкви, есть большая разница в деле истребления людей по национальному и социальному признакам. И истребление евреев нацистской Германией преступнее, чем истребление крестьянства и интеллигенции как классов в сталинской России.

Украинская народная партия (УНП) уже обратилась в Генпрокуратуру Украины и в Службу безопасности с требованием проверить это высказывание патриарха РПЦ на предмет соответствия законодательству Украины.

Как сказано в сообщении УНП, которое передает "Росбалт", партия выражает возмущение в связи с заявлениями патриарха Кирилла, которые содержат пренебрежение к человеческой жизни и фактическое оправдание сталинского режима. "Это высказывание значит, что для «патриарха РПЦ Кирилла сталинизм не действовал так же жестоко, как нацизм, не ставил за цель уничтожения людей", – сказано в заявлении.

УНП указало главе РПЦ, что "он оправдывает человеконенавистнический режим, который депортировал 14 народностей СССР полностью и еще 48 - частично; режим, который лишь в Украине за два года, - 1932-1933 - выморил голодом почти 10 миллионов людей". Это режим, подчеркивается в заявлении, "при котором репрессированы по социальному признаку целые социальные слои - священники, "кулаки", дворяне; режим, за которого за опоздание на работу и за горсть колосков из колхозного поля предусматривалась криминальная ответственность".

Как указывает УНП, выступление патриарха Кирилла против решения Парламентской ассамблеи ОБСЕ (резолюция об идентичности сталинского и гитлеровского режимов - прим.ред. NEWSru.com), "полностью нивелировало авторитет председателя Русской православной церкви".

"Если до сих пор избрание Кирилла на патриарший престол воспринимали как победу прогрессивных течений в среде РПЦ, если до сих пор его происхождение из наиболее "европейской" области России (Калининградской) ассоциировалось с последующим церковным дистанционированием от государства, то сегодня эти иллюзии полностью развеялись", – говорится в заявлении.

В России заявление патриарха также не осталось незамеченным.

Как пишет Общая газета.ру, патриарх Кирилл осуждает оба режима, но не считает правильным приписывать Сталину вину за голодомор. "Это общая историческая беда всего народа, который в то время жил в одной стране", - заявил он после посещения вместе с президентом Украины Виктором Ющенко памятника жертвам массового голода в Киеве.

Ющенко понимал, что главное в высказываниях патриарха РПЦ – это определение голодомора как общей трагедии, пишет издание. И он согласился с таким утверждением, заявив, что "Украина не считает виной России и российского народа голодомор 1932–33 годов".

Как отмечает издание, в Русской Православной церкви сегодня нет единства по вопросу об отношении к Сталину и Гитлеру как к одинаково преступным политическим деятелям 20-го века. Вспомнить, хотя бы, заявление главы отдела внешних церковных связей РПЦ архиепископа Волоколамского Иллариона. Он впервые в современной истории церкви дал Сталину уничтожающую характеристику, заявив, что "Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую античеловеческую систему управления, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером... нет никакой существенной разницы между... ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти".

О том, что слова патриарха Кирилла идут вразрез с христианской добродетелью, считает и Валерия Новодворская.

"Для любого христианина недопустимо дозировать добро-зло, делить зло на домашнее красное лучшее и на чужое черное худшее. Это полное кощунство", - уверена Новодворская, отмечая, что "не может христианин проповедовать, что злодейство допустимо и ему есть какое-то оправдание".

По ее словам, речь Святейшего патриарха московского в Киеве вновь подняла вопрос "о моральном уровне РПЦ, которая не только нетерпима к иным конфессиям, которая отнимает на всех континентах собственность у других церквей, но еще и пытается реабилитировать сталинизм и пытается ввести новую юридическую категорию – "как бы преступление".

"Лучше бы святейшему Кириллу сидеть дома, а не ездить в гости. То, что он сам осрамился - его личное дело, но то, что он всех порядочных священников не выгнанных им, поставил перед выбором как им такому предстоятелю церкви подчиняться или куда податься - это очень печальный вопрос", - заключила Новодворская.