В понедельник в Ташкенте начался заочный суд над лидерами "Исламского движения Узбекистана" (ИДУ) Тахиром Юлдашевым, Джумабоем Ходжаевым (более известным под псевдонимом Намангони), Мухаммедом Салихом и еще девятью их подельниками.
Обвинение инкриминирует им совершение целого ряда преступлений, среди которых √ терроризм, заговор с целью захвата власти и посягательство на жизнь президента Ислама Каримова. В настоящее время все обвиняемые находятся за пределами страны и продолжают активную деятельность по свержению конституционного строя в Узбекистане и ряде сопредельных государств, стремясь к созданию в регионе теократической деспотии. Известно также, что ИДУ имеет непосредственные контакты с движением "Талибан" в Афганистане и такими одиозными фигурами, как Усама бен Ладен и Хаттаб. По утверждению прокуратуры Узбекистана, в ходе расследования было допрошено более 15 тыс. свидетелей и потерпевших, проведено свыше 2 тыс. различных экспертиз. Прокуратура абсолютно убеждена, что в суде вина обвиняемых будет доказана без труда. Другое дело, что приговор тем, кого считают организаторами неудавшегося покушения на главу Узбекистана, в любом случае будет вынесен заочно. Впрочем, от этого он вряд ли будет менее суровым.
Процесс над лидерами ИДУ имеет большое значение для международной репутации Узбекистана. Мировое сообщество с нескрываемым сомнением реагировало на недавнее заявление президента Каримова о его готовности начать диалог с талибами. Суд в Ташкенте должен, видимо, стать доказательством того, что Узбекистан не намерен уклоняться с пути строительства светского государства.
Местные наблюдатели отмечают беспрецедентные меры безопасности, предпринимаемые в эти дни правоохранительными органами в Ташкенте.
Правда, нет прямых указаний на то, что экстремисты попытаются прервать судебное заседание очередным нападением или терактом. Но пока что никто не называл эти меры предосторожности излишними.