ФКУ Исправительная колония № 5 ФКУ Исправительная колония № 5
 
 
 
ФКУ Исправительная колония № 5
UFSINChita / YouTube
 
 
 
ФКУ Исправительная колония № 5
UFSINChita / YouTube

Заключенные исправительной колонии N5 в Забайкальском крае рассказали о том, что их избили надзиратели после поражения сборной России в матче с Хорватией на чемпионате мира по футболу. Эту информацию сообщили "Медузе" юрист Анастасия Коптеева и адвокат Алана Семигузова, сотрудничающие с правозащитной организацией "Зона права". В распоряжении прессы также оказались копии актов опроса двух заключенных - Александра Нохрина и Евгения Афанасьева.

Нохрин рассказал, что его избили в помещении библиотеки, куда привели для досмотра. По словам заключенного, сотрудники колонии также применили электрошокер. "Все они были в состоянии алкогольного опьянения, а точнее, от них пахло перегаром. Все они были расстроены тем, что российская футбольная команда накануне проиграла Хорватии и, видимо, поэтому решили выместить на мне свою досаду", - пояснил Нохрин.

Заключенный утверждает, что в издевательствах участвовали не менее пяти сотрудников ФСИН. Помимо Нохрина, по его словам, в колонии были избиты еще несколько человек.

Евгений Афанасьев рассказал юристам, что слышал крики заключенных, которых содержат в других камерах, а также потрескивание электрошокера.

"Что вы делаете, я диабетик", - кричал один из заключенных. Афанасьев также утверждает, что сотрудники колонии применили слезоточивый газ, когда другие заключенные "начали интересоваться, что происходит, кого бьют".

Правозащитники встретились с заключенными 11 июля, через три дня после избиений в колонии. Они передали в Следственный комитет письменные акты опроса двух заключенных, подали заявление о преступлении и уведомили прокурора.

Во вторник стало известно, что правозащитная организация "Зона права" открывает федеральную "горячую линию" по пыткам в учреждениях ФСИН и МВД. "Позвонивших проинструктируют, в частности, о том, куда следует обращаться в случае произвола, какие документы необходимо собрать для заявления о преступлении в Следственный комитет или в суд и т.д.", - говорится в сообщении "Зоны права".

При наличии документов, подтверждающих телесные повреждения у пострадавших, правозащитная организация готова подробно проконсультировать потерпевших.

Добавим, что в среду информация о пытках поступила и из Владимира. Там сотрудники ФСИН превратили одну из камер СИЗО в пыточную. В помещении одни заключенные по указанию силовиков истязали других, добиваясь, чтобы они оговорили себя. В итоге один из заключенных, подвергшихся пыткам, убил своего мучителя-сокамерника.

Наибольший резонанс за последнее время вызвало опубликованное "Новой газетой" видео пыток заключенного Евгения Макарова в ярославской колонии N1. На записи не менее 10 сотрудников учреждения методично избивают скованного наручниками и распятого на столе лицом вниз Макарова резиновыми дубинками по голеням и пяткам, а также периодически выливают ему на голову воду из ведра.

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о превышении должностных полномочий с применением насилия, в колонии отстранили от работы 17 человек. Шестеро фигурантов дела арестованы. Замначальника ИК-1 по воспитательной работе Иван Калашников, по состоянию здоровья помещен под домашний арест. Еще один причастный к пыткам задержан и ожидает меры пресечения.

Вскоре после этого стало известно о гибели заключенного исправительной колонии номер 6 в Брянской области после пыток надзирателя. Сотрудник учреждения связал осужденного и обмотал ему лицо тканью, в результате чего тот задохнулся.

А летом 2017 года правозащитники рассказали и об использовании "пыточных" колец в помещении Мосгорсуда для ознакомления с материалами дел. Подследственных и подсудимых пристегивают к ним наручниками, оставляя свободной одну руку, чтобы те могли листать документы. Однако на деле кольца нередко используются для того, чтобы обездвиживать и избивать арестантов либо надолго оставлять в неудобной позе, рассказывал юрист "Комитета по предотвращению пыток" Дмитрий Пискунов. В Мосгорсуде это назвали провокацией, а опубликованное в СМИ фото арестанта в наручниках объявили постановочным.