Митинги против строительства полигона на Шиесе начались еще в августе 2018 года и продолжаются до сих пор
 
 
 
Митинги против строительства полигона на Шиесе начались еще в августе 2018 года и продолжаются до сих пор
МЫ ПРОТИВ СВАЛКИ В ЛЕНСКОМ РАЙОНЕ!!! / ВКонтакте

Жители Архангельской области и Республики Коми смогли на несколько дней остановить стройку полигона для московского мусора на станции Шиес Ленского района. С конца июля 2018 года работы продолжались круглосуточно и не остановились даже в новогоднюю ночь. 22 февраля активисты заблокировали дорогу, по которой на стройку возят топливо для работающей там техники. Люди, приехавшие из разных населенных пунктов Коми и Архангельской области, продолжают дежурить рядом с полигоном, сообщает МБХ медиа.

Митинги против строительства полигона на Шиесе начались еще в августе 2018 года и продолжаются до сих пор. Между тем стройка продолжается более полугода без проекта, государственной экологической экспертизы и общественных слушаний. Работы ведет компания "Экотехнопарк", которую учредил департамент ЖКХ правительства Москвы.

Ее директор Олег Панкратов вместе с заместителем губернатора Архангельской области Евгением Фоменко в октябре представил жителям Ленского района презентацию экотехнопарка "Шиес", который должен занять территорию в 300 гектаров, что в 15 раз больше полигона "Ядрово" под Волоколамском. На Шиес планируют привезти более 10 млн тонн отходов, которые перед перевозкой будут измельчаться и упаковываться в брикеты на одном из так называемых экокластеров в Москве. Презентация предполагает сортировку мусора уже на Шиесе, но как будут разбирать измельченный в мелкую крошку мусор, не ясно.

Обращения во все инстанции, включая прокуратуру и Следственный комитет, остаются без ответа, а в подконтрольных властям СМИ рассказывают о пользе строительства мусорных полигонов для Архангельской области. В октябре прошлого года в поселке Мадмас люди перекрыли дорогу самосвалам, везущим в Шиес песок. Три грузовика прокололи колеса на шипах, которые кто-то закопал в дорожную грязь. В конце прошлого года активисты установили рядом со стройкой вагончик, где волонтеры посменно дежурят, наблюдают за строительством и фиксируют нарушения.

В конце января кто-то спилил семь столбов и перерезал провода на строящейся к Шиесу линии электропередач, а по цистерне одного из бензовозов выстрелили из дробовика.Тогда же представители руководства Архангельской области инсценировали встречу руководства "Экотехнопарка" с жителями Урдомского района, на которую в местный дом культуры свезли людей из соседних населенных пунктов и из Коми. Некоторые из них думали, что едут протестовать против ввоза мусора в Коми.

19 февраля на станцию Шиес приехала комиссия, в которую вошли представители Совета по правам человека при президенте России, эксперты "Гринпис России", депутаты парламента Республики Коми и министр природных ресурсов Архангельской области Александр Ерулик, который должен был объяснить назначение работ рядом со станцией. Там вырубили более 30 гектаров леса, сделали отсыпку территории, уложили плиты, установили несколько ангаров и собрали из вагончиков двухэтажное общежитие для рабочих. Однако в итоге министр природных ресурсов лишь заявил, что речь идет о линейном объекте, не сказав ничего о его назначении. Строители заявили о том, что строят некую дорогу, но назначение ее также неясно.

После осмотра "линейного объекта" комиссия отправилась в поселок Урдома, где заместитель председателя Совета по правам человека при президенте России Евгений Бобров говорил, что комиссия полностью на стороне местного населения и стройку надо немедленно прекращать. В то же время он пояснил, что СПЧ - рекомендательный орган, от которого мало что зависит. На следующей встрече местные жители уже прямо потребовали от комиссии активных действий, вплоть до обращения к президенту РФ.

20 февраля на встрече с учеными в Сыктывкаре член старейшей в Коми экологической организации "Комитет спасения Печоры" Валентина Семяшкина говорила об абсолютной незаконности стройки, которая ведется фактически на болоте. Согласно российскому законодательству грунтовые воды должны залегать не выше 0,5 метра под поверхностью, тогда как рядом с Шиесом воды поднимаются до отметки 0,4−01 метров: за три дня до встречи в грунт в Шиесе провалился экскаватор. Однако строительство не прекращается, а правительства Архангельской области и Коми слишком зависят от федеральной власти, чтобы выступить на стороне местных жителей. Встреча с губернатором Архангельской области Игорем Орловым результатов не принесла.

22 февраля группа активистов из Урдомы перекрыла дорогу грузовикам, везущим топливо на стройку. Они заявили, что дорога на станцию Шиес заброшена, ее нет ни в одном реестре и по документам она не является проезжей частью. Нарушением, по мнению активистов, было и то, что топливо перевозили через железнодорожные пути без специального разрешения. На следующий день активисты остановили стройку, лишив транспорт топлива, а еще через несколько дней организовали вахту на заброшенной дороге, ведушей к стройке, где дежурят волонтеры из Котласа, Яренска, Няндомы и Сыктывкара. 24 февраля в Северодвинске на митинг против московского мусора в Архангельской области вышло больше 20 тысяч человек, потребовавших отставки губернатора.

К 27 февраля обстановка накалилась: к станции прибыли пятеро рабочих РЖД, которые укладывали брус, чтобы машины могли переехать через дорогу. Двое из них общались с активистами довольно агрессивно, но как только к общественникам приехала группа поддержки из 15 человек, сменили тон и позже разобрали переезд. Еще одна группа людей на нескольких автомобилях ретировалась, увидев, что переезд охраняет около двадцати мужчин.

Между тем во второй половине дня стройка опять заработала: по словам активистов, топливо слили с одного из тепловозов. В ответ на вопрос, понимают ли строители незаконность своих действий, один из строителей пытался обвинить активистов в экстремизме. 14 марта активисты Архангельской области и Республики Коми планируют съехаться на станцию Шиес, чтобы снова попытаться остановить строительство полигона для московского мусора.

"Ко мне сюда внуки приезжают, родители у меня тут лежат, похоронены неподалеку - в поселке Лупья. Я за свою родину грызть буду", - говорит активистка Анна Шекалова.

Когда один из охранников полигона спросил, сколько ей и другим активистам платят за участие в протесте, Анна ответила: "Ты идиот или как? Ты хотел бы, чтобы твои дети жили на помойке?"