В Мордовии с начала апреля увеличивается налог на вмененный доход. Предприниматели будут теперь платить государству почти в 2,5 раза больше, чем прежде. В республике уже начались протесты. Больше недели прилавки и торговые ряды в Ковылкино, небольшом городке под Саранском, пустуют. Местные торговцы отказываются работать.

Арифметика бастующих очень проста. Если раньше торговое место на рынке стоило 195 рублей, то теперь - около 400. Для бабушек, торгующих на рынке луком и семечками, это большие деньги.

Обычно забитый в выходные до отказа, рынок заполнен лишь на треть. Склады заперты, а продавцы сгрудились в центре рынка и говорят о том, что им дальше делать. Для большинства их них восьмидневный простой означает тысячи и тысячи рублей убытка.

"Раньше платил 10 тыс. налогов, - рассказывает руководитель одной из "торговых точек". - У меня 6 мужиков работает в магазине. Обеспечиваем сельское хозяйство запчастями. Сейчас мне вменили от 40 до 50 тыс. платить. Мои мужики уже увольняются"

Собрание несанкционированно, и поэтому тут же находятся милиционеры. К сотрудникам органов правопорядка торговцы тоже предъявляют претензии. Проверки, проводимые по несколько раз на день, часто заканчиваются поборами. Продавцы жалуются: "Тащат все, что плохо лежит".

Татьяна Техновецкая уже 5 лет торгует на рынке. В Ковылкино она держит две торговые точки. С новыми налогами о прибыли ей можно будет забыть. По ее расчетам, одна палатка на рынке в месяц будет приносить около 2 тысяч рублей убытка.

"У меня других вариантов нет - я просто закроюсь, - говорит она. - Мой бизнес упадет. Будет крах. Мне придется закрыться, сидеть дома и жить на 100 рублей. А кто на эту сумму может прожить, когда я плачу за комнату в 3 раза больше?" Для себя и сына Таня снимает 2 комнаты в трехэтажном общежитии. Все удобства √ в коридоре. Таня уверяет, что так живет большинство торговцев.

Повышение налога - это проблема не только продавцов. Когда магазины и рынок снова откроются, жителям Ковылкина придется содрогнуться от новых цен.

Городские начальники пока никак не отреагировали на ковылкинский бунт. Они уверяют, что торговцы просто не хотят делиться с государством прибылью. Если эта пауза затянется, то мордовская глубинка обречена на возвращение в эпоху пустых прилавков.