Бывший глава управления внутренней политики администрации президента РФ Константин Костин, покинувший свой пост вскоре после инаугурации президента Владимира Путина, возглавил исследовательскую организацию - Фонд развития гражданского общества
 
 
 
Бывший глава управления внутренней политики администрации президента РФ Константин Костин, покинувший свой пост вскоре после инаугурации президента Владимира Путина, возглавил исследовательскую организацию - Фонд развития гражданского общества
Первый канал

Бывший глава управления внутренней политики администрации президента РФ Константин Костин, покинувший свой пост вскоре после инаугурации президента Владимира Путина, возглавил исследовательскую организацию - Фонд развития гражданского общества.

Эта структура, которая будет существовать на деньги негосударственных организаций, займется исследованиями по трем основным направлениям - изучение региональной политики, рынка политтехнологий и новых медиа. Кроме того, фонд намерен предоставлять гранты на развитие важных для общества инициатив, другими социологическими и политологическими исследованиями, сообщает "Интерфакс".

"Я долгие годы был заказчиком самых разных исследований, сначала работая политтехнологом, потом отвечая за идеологический агитационный блок "Единой России", потом работая в администрации президента. И очень часто полученный от исследователей продукт вызывал разочарование. Допустим, нет до сих пор нормального доклада (с качественным анализом и прогнозом развития) о развитии нашей политической системы. Хотя в год таких докладов от разных структур должно быть три-четыре", - заявил Костин в интервью журналу "Эксперт".

Он особо отметил, что будет привлекать к работе как можно больше тех политологов и исследователей, "которых не называют кремлевскими". "Потому что хочу получить продукт, а не некое пиар-обоснование для снижения или роста протестов. Уличная политика сама по себе новый мировой тренд... Несмотря на обилие социальных медиа (а возможно, даже благодаря им), люди вдруг полюбили выходить на улицу, смотреть друг другу в глаза и вместе совершать некое коллективное, общественное или политическое действие. Это феномен, с которым нам в ближайшее время предстоит жить. И нужно понимать, как этот феномен будет развиваться у нас, в какой повестке", - уверен Костин.

Что касается финансирования Фонда, то так как "речь идет о серьезных исследованиях", то бюджет фонда исчисляется сотнями миллионов рублей. "Пока речь идет о негосударственных структурах... Когда деньги будут на счете, я буду готов назвать спонсоров", - пообещал экс-глава управления внутренней политики администрации президента.

По его мнению, перемены в российской политике более всего будут заметны на региональных выборах ближайших лет, поэтому фонд станет изучать, кто имеет возможности хорошо выступать на выборах, в каких регионах. "Нас очень интересуют региональные выборы: как будет развиваться эта сфера, какие там появятся игроки, как изменятся методы политической борьбы и, конечно, как это будет влиять на политику в масштабах страны. Я уверен, что в трехлетней перспективе это влияние будет очень сильным". Он отметил, что "если наши оппозиционные деятели перейдут к реальной политической работе..., то в 2014-2015 годах у них кое-где появятся хорошие шансы".

Одним из главных направлений фонда в ближайшее время также станет изучение того, в последнее время происходило в России с протестной активностью. "На мой взгляд, для качественного исследования необходимо проанализировать несколько параметров. Во-первых, надо посмотреть на социологические данные начиная с февраля прошлого года. Потому что тогда стал заметен существенный рост протестных настроений. Еще показатель - официальные данные МВД о количестве принявших участие в акциях. В мае прошлого года очередная акция 31 числа неожиданно собрала порядка трех тысяч человек, а не пару сотен штатных активистов. Это уже было похоже на выступление на Чистых прудах после выборов в Думу 5 декабря", - рассказал Костин.

Он считает, что в Москве уже сформировался актив в несколько тысяч "профессиональных оппозиционеров", а "рассерженных горожан", которые выходят на массовые акции, становится меньше. И структура структуры участников меняется от акции к акции. Появилась новая большая группа - студенческая молодежь. "На последней московской акции ("Марш миллионов", состоявшийся 12 июня в Москве. - Прим.ред.) было много людей, которые шли с названиями своих вузов. И здесь возникает поколенческая тема - война отцов и детей", - считает Костин - "Таких студентов много появилось в движении "Оккупай". Это новый слой, который говорит: "Мы есть, мы новые политики, у нас есть свои требования". Это те люди, которые прогоняли от себя Немцова, Гудкова и других людей, которые пытаются представить себя лидерами этого движения".

Социологи: протестное движение молодеет и радикализируется

Напомним, что последнее исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) как раз показало, что протестное движение в России молодеет и радикализируется.

Социологи составили портрет участников акций протеста, опросив 531 человек на выходе с "марша миллионов" 12 июня в Москве и сравнив эти данные с результатами аналогичных опросов после митингов в декабре и феврале.

"Протестное движение молодеет: группа протестантов в возрасте до 34 лет увеличилась среди участников акции 12 июня до 65%", - заявил глава ВЦИОМ Валерий Федоров, отметив, что сокращается группа пожилых участников и лиц среднего возраста. По данным социолога, около 90% участников акций заявляют о готовности и в дальнейшем принимать в них активное участие.

Среди участников митинга были выделены три социально-профессиональные группы: "креативный класс", офисные служащие и учащаяся молодежь. Половина опрошенных 12 июня представляли именно эти категории, в то время как на митинге 4 февраля таких было только 30%.

Лидерами же электоральных предпочтений участников акции продолжают оставаться Алексей Навальный, партия "Яблоко" и Михаил Прохоров.

"О высокой степени мобилизованности участников свидетельствуют и декларируемые ими мотивы участия", - отмечает ВЦИОМ. Так, количество недовольных властью и сложившейся политической системой возросло в 2,5 раза и достигло 42%, а тема выборов и положения "Единой России" перестала играть существенную роль (ее популярность сократилась с 23 до 5%). Ряд опрошенных считают, что власти нужно "радикально поменять свой курс", очистившись от наиболее одиозных персон.