Около ста физических лиц обратились в партию "Правое дело" с требованием вернуть им пожертвования, внесенные в партийную кассу
 
 
 
Около ста физических лиц обратились в партию "Правое дело" с требованием вернуть им пожертвования, внесенные в партийную кассу
Правое дело

Около ста физических лиц обратились в партию "Правое дело" с требованием вернуть им пожертвования, внесенные в партийную кассу. Об этом, как передает ИТАР-ТАСС, сообщил пресс-секретарь партии Ярослав Вольпин. Он напомнил, что 1 октября истек срок подачи таких заявлений, и теперь ревизионная комиссия партии будет готовить документы для возврата средств. "Те, кто не подал заявления в установленные сроки, денег обратно не получат", - пояснил он.

Вольпин уточнил, что среди ста обратившихся за возвратом внесенных пожертвований "нет ни одного человека по фамилии Прохоров".

Ревизию финансовых средств партия решила провести после отстранения бизнесмена Михаила Прохорова, который руководил "Правым делом" неполных три месяца - с 25 июня по 15 сентября.

После того, как съезд партии лишил Прохорова поста председателя, тот заявил о намерении "бороться" за средства, находящиеся на партийных счетах, а по его данным, это порядка 800 млн рублей. При этом, по словам Прохорова, значительная часть этих средств - пожертвования юридических и физических лиц, а сам он "больших денег не потратил". 17 сентября предприниматель заявил, что главной причиной раскола в партии могло быть желание заполучить деньги, которые он аккумулировал на проект.

Исполняющий обязанности председателя партии Андрей Дунаев тогда пояснил, что теоретически Прохорову могут быть возвращены какие-то средства, однако сначала нужно будет выяснить, кому именно они принадлежали. "Лишнего нам не надо. Если Михаил Дмитриевич считает, что есть средства, которые принадлежат лично ему, то мы их вернем", - заявил Дунаев. По его словам, вложенные средства были пожертвованиями, и если "они перечислены с нарушениями, они возвращаются отправителю либо уходят в доход государства".

Что случилось с "Правым делом"

Михаил Прохоров, владелец группы "Онэксим", третий по объему личного капитала богач в России (данные журнала Forbes за 2011 год) возглавил партию "Правое дело" 25 июня 2011 года на фоне явного кризиса идей и отсутствия ярких личностей в этой далеко не самой популярной политической структуре. Слухи о том, что перед выборами правых возглавит некая очень известная личность, возможно, даже какой-нибудь "либерал-министр" из правительства Путина, ходили задолго до этого. СМИ писали, что Кремль, вероятно, хочет "реанимировать" правую идею в России, развить для этого партию и, может быть, даже пустить ее в Госдуму.

На этом фоне в политике внезапно возник бизнесмен Прохоров - за его кандидатуру на съезде в июне проголосовали 107 делегатов, 2 выступили против. Члены партии были исполнены энтузиазма: их вдохновляли не только амбициозные планы Прохорова (тот с самого начала задумал получить на выборах в Думу второе место, а впоследствии стать премьер-министром), но и материальная сторона в виде обещанного предвыборного бюджета в 100 миллионов долларов для "Правого дела". Устав партии был срочно переписан "под Прохорова", делая его фактически единоличным управленцем.

То недолгое время, что Прохоров руководил праводелами, он не уставая давал интервью, публиковал довольно странные политические идеи, а также привлекал в партию известных людей (телевизионщик Александр Любимов, певица Алла Пугачева). Был проведен "ребрендинг" партии, по всей стране появились плакаты с Прохоровым - о "Правом деле" начали говорить. Социологи отмечали некоторый рост рейтинга, который, впрочем, в процентном отношении все равно пока не давал Прохорову и его партийцам шанса пройти в Госдуму.

Все это время у СМИ и экспертов возникал закономерный вопрос, насколько Михаил Прохоров в данном контексте свободен от политической воли Кремля и Белого дома. Сам он декларировал полную самостоятельность и независимость, однако избавиться от репутации "кремлевкой марионеточной партии" ему совершенно не удавалось. А 15 сентября, когда официально произошел раскол, подобные слова уже сам Прохоров произнес в адрес своих бывших однопартийцев.

14-15 сентября стало известно, что значительная часть членов и делегатов партии "Правое дело", оказывается, вовсе не являются сторонниками Михаила Прохорова. Обе конфликтующие стороны заявляют, что камнем преткновения в споре стала фигура известного уральского общественного деятеля Евгения Ройзмана, которого Прохоров пообещал включить в предвыборный список, несмотря, как он говорит, на протесты из Кремля. Противники Прохорова во главе с Андреем Богдановым, Андреем Дунаевым и другими функционерами сумели перехватить партийную власть на съезде и сместить миллиардера с поста своего лидера.

В ответ на это Михаил Прохоров стал обвинять в случившемся лично заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова и замглавы управления внутренний политики Кремля Радия Хабирова. Как только из уст Прохорова посыпались эти фамилии, федеральные СМИ и крупные информагентства резко сменили тон в отношении самого миллионера и его сторонников. Против Евгения Ройзмана началась информационная война, подобная тем, какие российское телевидение развертывало против экс-мэра Москвы Юрия Лужкова и президента Белоруссии Александра Лукашенко.

Партия "Правое дело" появилась на свет в конце 2008 года путем слияния СПС, "Гражданской силы" и Демократической партии России. Сопредседателями были избраны журналист Георгий Бовт, и.о. председателя Федерального политсовета СПС Леонид Гозман и бизнесмен Борис Титов (в декабре 2009 года покинул свой пост). Исполнительный комитет партии возглавил адвокат Андрей Дунаев.