Оппозиционные кандидаты в губернаторы, которые могут составить реальную конкуренцию прокремлевским кандидатам, отстраняются от выборов задолго до голосования. Одни не могут пройти муниципальный фильтр, другими внезапно начинает интересоваться Следственный комитет, вынуждая оппозиционные партии снять своих выдвиженцев с выборов, пишет "Коммерсант".
На этой неделе своих кандидатов в губернаторы лишились сразу две партии в двух областях - Оренбургской и Волгоградской. Высший совет ЛДПР отозвал кандидатуру депутата Госдумы от ЛДПР Сергея Катасонова с выборов оренбургского губернатора на основании поступившей в партию информации из Следственного комитета. У следствия возникли претензии к работе строительной фирмы, которая принадлежала Катасонову до его прихода в Госдуму, сообщили изданию в партии, поэтому ЛДПР вынуждена была отказаться от поддержки кандидата.
При этом другого кандидата партия выдвинуть не успеет в связи с истечением срока регистрации. После снятия с выборов Катасонова без своего кандидата осталась не только ЛДПР, но и КПРФ и "Справедливая Россия", поддержавшие его кандидатуру. После снятия единого кандидата от этих трех партий сильного конкурента у врио губернатора, единоросса Юрия Берга, не осталось.
В свою очередь, в Волгоградской области без своего кандидата осталась КПРФ: депутат Госдумы Николай Паршин, выдвинутый коммунистами, вчера отказался от участия в выборах после того, как им также заинтересовался Следственный комитет.
"Во-первых, не мог игнорировать мнение товарищей - они считают, что для снижения накала страстей нужно отказаться от участия в избирательной кампании. Во-вторых, состояние здоровья не позволяет сейчас полноценно вести избирательную кампанию", - заявил Паршин.
2 июля комитет Госдумы по регламенту рекомендовал нижней палате парламента лишить Паршина депутатской неприкосновенности. Следственный комитет сделал соответствующий запрос в Госдуму, чтобы привлечь депутата к уголовной ответственности.
По версии следствия, Паршин, будучи депутатом Волгоградской областной думы, пролоббировал покупку администрацией Среднеахтубинского района здания нерабочей школы за 25 миллионов рублей. При этом, как выяснили в СКР, цена существенно превышала рыночную стоимость здания.
Муниципальный фильтр - еще одна преграда на пути к креслу губернатора
В других регионах кандидаты от оппозиции столкнулись с проблемой муниципального фильтра: они просто не могут собрать необходимое число подписей в свою поддержку, так как голоса "муниципалов" уже отданы провластным кандидатам.
Так, кандидат в губернаторы Астраханской области от "Справедливой России" Олег Шеин сообщил "Коммерсанту", что "в некоторых районах главы собирали депутатов для сдачи 100% подписей в пользу врио губернатора Александра Жилкина". При этом единороссы, пообещавшие ранее помочь Шеину с подписями, выполнять обещание не торопятся.
С проблемой столкнулась и депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая баллотируется от "Справедливой России" на пост губернатора Санкт-Петербурга. Дмитриева обратилась в Генпрокуратуру с требованием проверить сообщения по поводу давления на муниципальных депутатов, готовых отдать за нее подписи. На них, по ее словам, "оказывается давление со стороны представителей администрации Санкт-Петербурга, администраций районов и глав муниципальных образований", чтобы не допустить ее участия в выборах. Дмитриева - сильный конкурент действующему главе региона, в настоящее время занимающему пост исполняющего обязанности губернатора, Георгию Полтавченко.
Ранее сообщалось, что на выборах губернатора Санкт-Петербурга не может быть больше восьми кандидатов. Это легко проверяется арифметикой. Действующих на сегодня депутатов - 1412. Чтобы пройти муниципальный фильтр в 10%, каждому кандидату необходимо собрать от 156 до 163 подписей. Таким образом, с учетом возможного отъезда муниципальных депутатов или их отказа подписаться кандидатов не может быть более восьми.
Единороссы уже заявили, что собрали около тысячи подписей в поддержку врио губернатора Георгия Полтавченко. Оставшихся депутатов хватит не более чем на двух других кандидатов. Из-за проблем с фильтром два претендента на выдвижение от "Яблока" взяли самоотвод, осознав невозможность собрать необходимые подписи.
Напомним, что так называемые прямые выборы губернаторов, отмененные в ходе построения путинской властной вертикали, вернулись 1 июня 2012 года. Правда, фактически они так и остались непрямыми: новый порядок предусматривает двухуровневую систему фильтров. Во-первых, президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами. Во-вторых, желающих стать кандидатами должны также поддержать от 5 до 10% депутатов муниципальных собраний. Точная цифра также должна быть прописана в региональном законе.
Эти ограничения неоднократно подвергались критике за то, что фактически лишают шансов кандидатов от оппозиции.
Апофеозом политического фарса стал сбор подписей муниципальных депутатов Москвы в поддержку кандидата в мэры столицы Алексея Навального в 2013 году. Тогда исполняющий обязанности мэра и конкурент Навального на выборах щедро подарил последнему необходимое количество подписей, пояснив, что без его вмешательства Навальному нужное количество депутатских автографов не собрать, так как "среди московских депутатов очень мало тех, кто разделяет его образ мыслей и поддерживает его".
Навальный описал ситуацию так: "Единая Россия" сама сначала установила этот барьер, а сейчас, поняв, что он нарушает волеизъявление граждан, пытается убрать его не только для меня одного, а для всех кандидатов. Если они двигаются в сторону того, чтобы убрать этот барьер, мы только за".
В ходе той же кампании не раз появлялись сообщения о взятках за подписи. Сообщалось, что стоимость одного автографа доходила до 200 тысяч рублей.