В работе российских судов наметилась непривычная тенденция - они стали чаще оправдывать обвиняемых, свидетельствует статистика, обнародованная на сайте судебного департамента при Верховном суде России Исходя из прежних уверений самих судей, новые данные вряд ли можно воспринимать положительно
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В работе российских судов наметилась непривычная тенденция - они стали чаще оправдывать обвиняемых, свидетельствует статистика, обнародованная на сайте судебного департамента при Верховном суде России
Moscow-Live.ru
 
 
 
Исходя из прежних уверений самих судей, новые данные вряд ли можно воспринимать положительно
Архив NEWSru.com
 
 
 
На первый взгляд число оправданий по сравнению с числом обвинений все равно мизерно
Архив NEWSru.com

В работе российских судов наметилась непривычная тенденция - они стали чаще оправдывать обвиняемых, свидетельствует статистика, обнародованная на сайте судебного департамента при Верховном суде России. Исходя из прежних уверений самих судей, новые данные вряд ли можно воспринимать положительно. Они говорят, скорее, об ухудшении работы следствия, которое доводит дело до суда, не имея при этом на руках веских доказательств.

Данные департамента относятся к 2013 году. Всего в нем было вынесено 5 624 оправдательных и 755 755 обвинительных приговора. При этом речь идет об уголовных делах, рассматривавшихся судами первой инстанции.

На первый взгляд число оправданий по сравнению с числом обвинений все равно мизерно. Однако оно на несколько сотен больше, чем за год до того. Для сравнения, в 2012 году соотношение оправданных и осужденных было 5 164 против 764 263. Примечательно, что в другом документе департамента приводятся другие цифры - 4 421 оправданных против 739 278 осужденных в 2012 году.

- Российских судей уличили в манипуляциях со статистикой по оправдательным приговорам

Дела в отношении 238 тысяч были прекращены. К прекращению дел суды прибегают, если видят, что обвинение неубедительно, пишет со ссылкой на мнение специалистов "Российская газета". Таким образом, получается, что это тоже своего рода оправдание, пусть даже "техническое". С помощью такой судебной уловки в 2013 году был отпущен без наказания каждый пятый подсудимый. Впрочем, некоторые эксперты с такой аналогией не согласны. Они указывают на то, что суды первой инстанции обычно прекращают дела по нереабилитирующим основаниям. То есть судимости человек избежал, но подозрения в отношении него остались не снятыми.

Так, по нереабилитирующим обстоятельствам в начале марта был амнистирован экс-глава Минобороны РФ Анатолий Сердюков, проходивший обвиняемым по делу о халатности. Правда, соответствующее решение было вынесено не судом, а Главной военной прокуратурой на основании амнистии, объявленной в конце 2013 года Госдумой. Примечательно, что в ходе следствия Сердюков своей вины так и не признал, однако подал прошение об амнистии, что фактически равносильно признанию вины. После этого уголовное преследование в отношении экс-министра было прекращено.

Чаще всего оправдывают мошенников и чиновников

Статистика департамента при Верховном суде также предлагает подробный отчет относительно того, кого и как чаще всего оправдывают судьи. Оказалось, что больше всего оправдательных приговоров судами первой инстанции было вынесено по делам о мошенничестве: за год невиновными признано 233 человека. По делам о профессиональных чиновничьих проделках оправдали 174 человека. При этом у обвиняемых в подлоге, растрате и прочих грехах больше всего шансов оправдаться: процент оправдательных приговоров по набору этих статей самый высокий.

Ранее эксперты установили, что перед вынесением приговора судьи в РФ обращают пристальное внимание на социальный статус подсудимого. Чаще всех в РФ оправдывают силовиков и чиновников - в каждом шестом или девятом случае.

Такую ситуацию судьи объясняют тем, что вынести оправдательный приговор в несколько раз сложнее, чем обвинительный. Большинство дел, фигурантов которых можно оправдать, "отбраковывается" еще на стадии следствия, пояснял в интервью порталу Slon.ru председатель Ленинского районного суда Кирова Константин Зайцев. По его словам, прокуроры не рискуют передавать дело в суд, если не имеют "достаточной совокупности доказательств".

К слову, сам Зайцев признался, что за всю свою жизнь вынес лишь один оправдательный приговор, который, впрочем, был отменен вышестоящей инстанцией. Аналогичная статистика в свое время была обнаружена у судьи Марины Сыровой, выносившей приговор участницам группы Pussy Riot, - один оправдательный приговор за три года.

Между тем сами судьи возмущались критикой в свой адрес. Глава пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева в 2011 году заявляла, что статистика, согласно которой доля оправдательных приговоров в московских судах составляет менее 1%, не верна: на самом деле количество оправдательных вердиктов составляет 1,4%.

При этом представительница Мосгорсуда подчеркивала, что само по себе количество оправдательных или обвинительных приговоров не является критерием для оценки работы суда. По ее мнению, большое число оправдательных приговоров - даже более весомый повод для критики, в первую очередь следственных органов, так как означает, что государство ошибочно подвергло гражданина судебному преследованию.

В 2012 года эксперты отмечали, что количество оправдательных приговоров, выносимых российскими судами, едва ли не самое низкое в Европе. В случае предъявления обвинений россиянин имеет лишь один шанс на оправдание из 500. Если исключить дела частного обвинения (жалобы граждан в суд на побои и клевету), то примерно 20 тысяч судей в год не выносят ни одного оправдательного приговора.