Сергей Лавров, Мюнхен, 5 февраля 2011 года Сергей Лавров, Мюнхен, 5 февраля 2011 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Сергей Лавров, Мюнхен, 5 февраля 2011 года
Global Look Press
 
 
 
Сергей Лавров, Мюнхен, 5 февраля 2011 года
МИД РФ
 
 
 
Сергей Лавров, Мюнхен, 5 февраля 2011 года
Kai Mork / Munich Security Conference

Западу не удалось совершить обещанный прорыв по оказавшемуся в тупике вопросу обсуждения строительства американской системы противоракетной обороны (ПРО) - МИД РФ назвал "неприемлемыми" предложения к Москве и Вашингтону обмениваться данными со спутников и радаров о пусках ракет средней и малой дальности. Презентация доклада Евроатлантической инициативы в сфере безопасности (Euro-Atlantic Security Initiative, EASI) по ПРО состоялась в минувшие выходные на 48-й международной Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности.

Глава МИДа РФ Сергей Лавров, комментируя журналистам в Мюнхене доклад EASI, поприветствовал факт поиска способов построения общего пространства безопасности, однако намекнул на неудовлетворенность российской стороны инициативой, отметив, что "дьявол в деталях". Источник газеты "Коммерсант" в российском дипломатическом ведомстве прямо заявил, что в предложении западных экспертов нет ничего революционного и для РФ, которая требует юридических гарантий ненаправленности системы ПРО, оно неприемлемо. В свою очередь, заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов, констатируя отсутствие прогресса в переговорах на эту тему, угрожающе предупредил, что в наращивании ПРО США может скоро наступить "точка невозврата".

Как известно, проблема ПРО в настоящее время является наиболее острой во взаимоотношениях между Россией с одной стороны, США и НАТО - с другой. Как справедливо заметили авторы доклада EASI, найденный компромисс по этому вопросу мог бы стать основой для продолжения перезагрузки.

Эксперты предложили создать центры по обмену данными о пусках ракет средней и малой дальности, в которых будет работать интернациональный коллектив военных из РФ, США и других стран НАТО. При этом авторы доклада, чтобы пресечь возможную озабоченность обеих сторон, рекомендовали перед передачей данных в такие центры фильтровать те сведения, которые они считают наиболее чувствительными.

По мнению аналитиков, центры подобного рода можно открыть в специальных пунктах обмена данными о движении самолетов в Москве и в Варшаве, которые начнут действовать в мае этого года в рамках Инициативы РФ-НАТО, запущенной еще 10 лет назад. Еще один центр обмена информацией по ракетным пускам предлагается создать в Брюсселе.

Хотя эксперты EASI считают, что объединять системы ПРО не стоит, по их мнению, стороны могли бы разработать процедуры, которые позволят им договориться о совместной ответственности за перехват ракет. Предлагается включить в системы ПРО: с американской стороны - спутники системы Aegis морского базирования, мобильные радары TPY-2 и ракеты SM-3, при этом американские корабли будут базироваться в Средиземном и Северном морях; с российской стороны - спутники, радары в Армавире и Габале, наземные системы ПРО А-135 "Амур", системы С-300, С-400 и С-500.

Как отмечает "Коммерсант", в докладе нет ответов на два острых для России вопроса: будут ли размещены корабли США в Баренцевом море и как будет проходить взаимодействие на четвертом этапе развертывания ПРО, когда кардинально изменятся боевые качества американских противоракет.

Минобороны предупреждает о "точке невозврата"

На фоне неприятия Россией предложения Мюнхенской конференции угрожающе прозвучало предупреждение заместителя министра обороны РФ Анатолия Антонова, высказанное им в интервью газете "Коммерсант", о том, что невозможность достичь компромисса по проблеме ПРО может сказаться роковым образом на взаимоотношениях двух стран и, соответственно, на международной обстановке.

Как заявил Антонов, диалог России с США и НАТО по этому вопросу зашел в тупик, предложения по сотрудничеству неконкретны, а возможность участия России в создании европейской ПРО даже не обсуждается. "Нас не слышат, объясняя невозможность учесть российские интересы внутренними проблемами в США", - подчеркнул генерал.

По данным Антонова, компоненты глобальной системы ПРО США в других регионах также имеют антироссийский потенциал. "Ранее об этом говорили меньше, так как основное внимание было сосредоточено на Европе", - пояснил он.

Как считает замглавы Минобороны, после реализации первого этапа четырехфазового подхода к ПРО, о котором заявил на днях американский генерал Патрик О'Райлли, подводя итоги деятельности возглавляемого им Агентства по ПРО США в 2011 году, возникла необходимость взглянуть на эту проблему по-новому. По мнению генерала Антонова, интеграция европейского сегмента с противоракетными средствами на Аляске и в Азиатско-Тихоокеанском регионе повышает совокупные возможности ПРО США.

Антонов отметил, что в этом контексте ноябрьский ультиматум президента Медведева американской стороне - это сигнал о том, что в наращивании потенциала ПРО скоро наступит точка невозврата, после чего вести разговоры на эту тему будет бесполезно.

Замминистра заверил, что все заявленные тогда президентом меры будут выполнены, а темпы реализации увяжут с российскими оценками потенциала ПРО США.

Напомним, в ноябре Медведев в связи с нежеланием американской стороны дать юридические гарантии ненаправленности ПРО против России огласил комплекс ответных мер, которые Россия уже начала принимать. Так, по распоряжению президента была введена в боевой состав радиолокационная станция системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде, а в начале декабря заступили на дежурство войска Воздушно-космической обороны.

Минобороны также объявило о том, что в течение 10 лет планируется полностью модернизировать силы РВСН за счет замены устаревших ракет типа "Стилет" и "Тополь" на новейшие "Ярсы" и "Тополи-М".