Правительство России внесло в Госдуму законопроект, которым предлагается обязать освобождаемых условно-досрочно заключенных возмещать затраты на адвокатов по назначению. В случае утверждения новые правила будут также распространяться на подсудимых, которым назначается условный срок или наказание, не связанное с лишением свободы. Это следует из документа, опубликованного на сайте кабмина.
"Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, установив обязанность возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, в том числе на оплату труда адвокатов, в качестве обязательного условия при назначении судом наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно, а также при условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы", - говорится в пояснительной записке к документу.
Предполагается, что изменения в УК РФ уточнят "обязанность осужденного по возмещению процессуальных издержек по уголовному делу, в том числе сумм, выплаченных адвокату за оказание им юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда". Согласно пояснительной записке, в том случае, если осужденный не исполнит указанную обязанность, суд "может принять решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, или продлить испытательный срок, либо не применить условно-досрочное освобождение от отбывания наказания", передает ТАСС.
При этом уточняется, что все предлагаемые изменения касаются только тех издержек, которые взысканы с осужденного вступившим в силу приговором суда. "В этой связи реализация предусмотренных законопроектом положений не может повлечь ухудшения положения осужденных", - подчеркнули в правительстве.
Кроме того, в кабмине добавили, что в соответствии с действующей статьей УПК расходы на адвокатов "не взыскиваются с осужденного в случае выявления его имущественной несостоятельности". Таким образом, изменения "не создадут дискриминационного различия между осужденными по имущественному признаку", подчеркивается в пояснении к законопроекту.
Впрочем, в чем заключается "имущественная несостоятельность", разработчики законопроекта не поясняют.
В правительстве также предлагают судам указывать в числе процессуальных издержек, которые взыскиваются с осужденного, ту сумму, которая выплачивается участвовавшему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда адвокату.
Кроме того, законопроектом предполагается уточнить, что к обвинительному заключению, обвинительному акту должна прилагаться справка, в том числе о процессуальных издержках, "включая отдельно суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда".
Как отметили в кабмине, такая мера "позволит максимально возмещать расходы федерального бюджета на оплату труда адвокатов по назначению". Отмечается, что изменения в законодательстве направлены на "повышение гарантий реализации предусмотренного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи".
Адвокаты гособвинения
Ссылка чиновников на защиту конституционных прав граждан при подготовке законопроекта выглядит особо циничной, если учесть, что институт адвокатов по назначению давно превратился в России в инструмент следствия и государственного обвинения. Еще несколько лет назад более 70 известных адвокатов из 19 регионов РФ написали обращение в совет Федеральной палаты адвокатов России. Они заявили об участившейся практике нарушения следственными органами права на защиту подозреваемых и обвиняемых при помощи "карманных" адвокатов. Аналогичное обращение было отправлено и в адвокатскую палату Москвы, писала Meduza.
"Мы столкнулись с ситуацией, когда ни суд, в том числе Конституционный, ни прокурор, ни следователь вообще никак не были заинтересованы в соблюдении конституционного права задержанного на защиту, - заявлял один из инициаторов обращения в Федеральную палату адвокатов, руководитель международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков. - То есть рассчитывать в нашей правоохранительной системе не на кого. Надо объединяться самим. Наша задача в том, чтобы четко прописать регламент работы адвокатов по назначению. Мы хотим создать порог, через который они перешагнуть не смогут. Вплоть до угрозы лишения статуса, это самое сильное наказание для них".
В Кодексе адвокатской этики написано, что бесплатная защита (по назначению) и платная (по соглашению) никак не должны различаться с точки зрения добросовестности подхода. Но на практике институт, придуманный, чтобы помочь неимущим гражданам (и имеющий аналоги во всем мире), в России превратился в придаток следствия. Особенно во многих громких политических делах - там адвокаты по назначению отличаются от сотрудников правоохранительных органов только тем, что не носят погоны. Формальные права подозреваемых и обвиняемых внешне соблюдаются, но от показаний, которые они дают в присутствии защитников по назначению, не ангажированные адвокаты порой приходят в ужас.
Адвокаты, работающие в связке с правоохранительными органами, - это люди, которые, как правило, давно разочаровались в профессии - и относятся к ней цинично. Как полагает Андрей Гривцов, бывший следователь Следственного комитета, ушедший работать в адвокатское бюро "Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры", это разочарование приходит ко многим, потому что существующая система уголовного преследования носит обвинительный характер, а случаи вынесения оправдательных приговоров столь редки, что у многих адвокатов не получается добиться хотя бы одного за годы практики. По этой причине некоторые адвокаты, не видя какого-либо смысла в обжаловании действий следователя, становятся на более простой путь - соглашательства и подписания любых документов.
Многие юристы также связывают некачественную работу защитников по назначению еще и с тем, что в адвокатское сообщество массово приходят бывшие полицейские, прокуроры и следователи, которые легко находят общий язык со своими вчерашними коллегами. Многих таких адвокатов называют "решалами". У следователей с ними вообще нет никаких проблем.
"В регионах дружба со следователем - необходимое условие для работы, - рассказывал эксперт юридического сервиса 48Prav.ru Александр Трифонов. - Еще где-то в 2010 году я был удивлен, когда увидел у сотрудников одного районного отделения полиции визитки одного и того же адвоката, вообще у каждого сотрудника они были".