Правозащитный центр "Мемориал" признал политзаключенными десятерых фигурантов уголовного дела о нарушении санитарно-эпидемиологических правил на акции в поддержку Алексея Навального 23 января Людмила Штейн
 
 
 
Правозащитный центр "Мемориал" признал политзаключенными десятерых фигурантов уголовного дела о нарушении санитарно-эпидемиологических правил на акции в поддержку Алексея Навального 23 января
Moscow-Live / Анастасия Зотова

Правозащитный центр "Мемориал" признал политзаключенными десятерых фигурантов уголовного дела о нарушении санитарно-эпидемиологических правил на акции в поддержку Алексея Навального 23 января. По этому делу проходят участница Pussy Riot Мария Алехина, Олег Навальный, пресс-секретарь ФБК Кира Ярмыш, юрист ФБК Любовь Соболь, глава профсоюза "Альянс врачей" Анастасия Васильева, эксперт ФБК Николай Ляскин, координатор штаба Навального в в Москве Олег Степанов, московские муниципальные депутаты Дмитрий Барановский, Люся Штейн и Константин Янкаускас.

Все, кроме Ляскина и Янкаускаса, находятся под домашним арестом. На Ляскина наложен запрет определенных действий, по строгости приближающийся к домашнему аресту, а Янкаускас отбывает административный арест. "Мемориал" считает уголовное дело политически мотивированным и связанным с политическими убеждениями фигурантов.

"Их преследование осуществляется с нарушением права на справедливое судебное разбирательство и направлено на принудительное прекращение оппозиционной деятельности и запугивание сторонников оппозиционного политика Алексея Навального", - говорится на сайте "Мемориала".

По мнению правозащитников, антикоронавирусные меры не являются достаточным основанием для "безусловного запрета" на проведение публичных мероприятий, включая одиночные пикеты, и грубо попирают конституционное право на свободу собраний. "Наиболее явно дискриминационный характер этих ограничений" и связанного с ними "санитарного" дела проявляется на фоне того, что в Москве сняты практически все ограничения, связанные с культурными и развлекательными мероприятиями.

"Фигуранты дела не знали и не могли знать, что на их призывы в социальных сетях могли откликнуться люди, находящиеся на самоизоляции. Действия фигурантов дела не образуют состава преступления, так как они не должны нести ответственность за безответственное поведение других. Более того, нет однозначных доказательств того, что публичные мероприятия, проводимые с соблюдением необходимых мер предосторожности на открытом воздухе, могут серьезно повлиять на заболеваемость коронавирусной инфекцией по сравнению с посещением культурных и развлекательных мероприятий или поездками в общественном транспорте", - отметили в "Мемориале".

Преследование участников протестов из-за "нарушения санитарно-эпидемиологических правил" выглядит особенно циничным на фоне переполненных автозаков и спецприемников, где не соблюдаются никакие меры против распространения инфекции. "Мемориал" требует немедлено освободить фигурантов "санитарного" дела и привлечь к ответственности виновных в их незаконном уголовном преследовании.

Уголовное дело по ч. 4 ст. 33, ч. 1 ст. 236 УК РФ было возбуждено 24 января, на следующий день после всероссийской акции в поддержку Навального. 27 января в Москве у родственников и сторонников оппозиционера прошли обыски. Адвокаты в тот день заявили, что следствие интересуют как минимум 37 оппозиционных активистов, политиков и деятелей культуры, которые призывали выйти на митинг 23 января.