Путина хотят попросить об освобождении семьи, оказавшейся в колонии по делу о булочках с маком Александр Полухин
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Путина хотят попросить об освобождении семьи, оказавшейся в колонии по делу о булочках с маком
Управление ФСКН России по Воронежской области
 
 
 
Оглашенный накануне приговор семье предпринимателей Полухиных по так называемому делу о булочках с маком вызвал общественный протест
Управление ФСКН России по Воронежской области

Оглашенный накануне приговор семье предпринимателей Полухиных по так называемому делу о булочках с маком вызвал общественный протест. В Сети появилась петиция с просьбой к российским властям об освобождении четверых родственников. Также в документе содержится требование внести поправки в законодательство, исключающие возможность уголовного преследования предпринимателей за реализацию пищевого мака.

В петиции на сайте Change.org, составленной жителем Москвы Антоном Шуралевым, напоминается, что "более пяти лет семья воронежских предпринимателей Полухиных находится под следствием и судом по абсурдному обвинению в реализации наркотиков под видом пищевого мака". "Полковник запаса Александр Полухин, выйдя на пенсию, открыл кафе "Очаг". Маленький бизнес обеспечил работой не только его жену, дочь, сестру жены, но и еще более 10 человек. В кафе проводились банкеты, дни рождения, свадьбы. "Очаг" торговал собственной выпечкой: пирожками с яблоками, картошкой, маком и бакалеей", - говорится в документе.

Однако в 2009 году, как отмечали в своих показаниях сами Полухины, им предложили делиться прибылью в качестве платы за "крышевание" сотрудники наркоконтроля. Предприниматели отказались от предложения.

В 2010 году в отношении семьи Полухиных было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 228.1 УК РФ ("Незаконное производство или сбыт наркотиков, совершенное в особо крупном размере или по предварительному сговору"). Главу семьи сразу поместили в СИЗО, его дочь Евгения Полухина спустя год вышла из-под ареста под подписку о невыезде, пока сестры Мария и Нина Чурсина также находились под подпиской.

В петиции поясняется, как из-за сбыта пищевого мака в России можно оказаться фигурантом уголовного дела. "Правоприменительная практика такова, что позволяет считать пищевой мак наркотической смесью только потому, что в нем всегда присутствуют в мизерных количествах естественные для растения мак наркотические вещества. Согласно логике сотрудников ФСКН, пищевой мак покупают наркопотребители, которые готовят из него ацетилированный опий, даже при отсутствии сорной примеси (так называемой маковой соломы)", - говорится в документе.

Шуралев напомнил, что во время следственных действий из кафе "Очаг" были изъяты четыре тонны пищевого мака, которые в материалах дела проходили как "четыре тонны наркотической смеси", что согласно уголовному кодексу РФ квалифицируется как "особо крупный размер".

В ведомстве заявили, что Полухины занимались торговлей маком и пирожками как маскировкой сбыта наркотиков. При этом главарем семейной организованной преступной группировки назвали пенсионерку Марию Полухину, остальные члены семьи были объявлены членами группировки, которые вступили в нее из-за корыстных побуждений.

Следователи предполагали, что женщины удалялись в гараж, растворяли там опий, набрызгивали его на мак, просушивали феном и смешивали с маковой соломой. Мужчине же правоохранители "отвели" особую роль: он, "являясь военным пенсионером высшего офицерского состава, квалифицированным специалистом в вопросах тактики и стратегии, разрабатывал конспиративные методы с целью исключения возможности задержания". При этом ни во время следствия, ни на суде никто так и не пояснил, над какими "методами" трудился полковник запаса.

Стоит отметить, что за время судебных слушаний ни один покупатель не сказал, что приобретал у Полухиных наркотики, все говорили лишь о покупке пищевого мака. "А ключевой свидетель обвинения Жанна Деревенских дала в суде показания о том, что следователи ФСКН принудили ее к оговору Полухиных путем угроз и шантажа", - напоминается в петиции.

Несмотря на это, прокурор Николай Смагин не исключил показания, данные Деревенских на предварительном следствии. Государственное обвинение просило суд приговорить 58-летнего Александра Полухина к девяти годам колонии общего режима, его жену 58-летнюю Марию, 30-летнюю дочь Евгению и 54-летнюю сестру супруги Нину Чурсину - к 6,5 года колонии.

В результате Александр Полухин был приговорен к восьми годам и четырем месяцам колонии строгого режима, Евгения Полухина - к 8,5 года колонии общего режима, Мария Полухина и Нина Чурсина получили по восемь с половиной лет колонии общего режима. После окончания заседания суда Смагин в разговоре с журналистами признал, что место приобретения Полухиными мака и маковой соломы, содержащих наркотики, так и не было установлено.

В петиции подчеркивается, что "счет числу привлеченных к уголовной ответственности бакалейщиков идет на тысячи". "Мы требуем принять поправки в законодательство, исключающие возможность преследования предпринимателей за реализацию пищевого мака, который соответствует требованиям технических регламентов и санитарных правил и норм!" - заключается в документе, который на момент написания заметки подписала почти тысяча человек.

Против Полухиных выступали всего два свидетеля

Журналисты "Новой газеты", активно освещавшие дело Полухиных, выяснили, что у стороны обвинения были лишь два свидетеля, которые якобы покупали наркотические средства в семейном кафе. При этом один из них - "наркоман Наумов", - находясь в местах лишения свободы, звонил сыну Нины Чурсиной и предлагал изменить показания за денежное вознаграждение.

Вторая свидетельница, Жанна Деревенских, недавно вышедшая на свободу из колонии, уже заявила, что ее вынудили дать показания против семьи Полухиных и позднее она от своих слов отказалась.

Александр Полухин назвал "маковое дело" одним из "проявлений целенаправленного и прекрасно отработанного в высших властных кабинетах чудовищного произвола, когда в шкурных интересах ФСКН была придумана гениальная идея выборочного преследования предпринимателей на огромном коммерческом поле страны".

Пензенский биолог стала фигуранткой "макового дела" из-за чужой ошибки

В 2012 году пензенский биолог Ольга Зеленина больше месяца провела в тюрьме из-за научного заключения о содержании опиума в маке. Правозащитники считают, что женщина стала жертвой произвола правоохранительных органов после того, как дала невыгодное следователям экспертное заключение.

Зеленина проводила экспертизу в рамках уголовного дела против столичного предпринимателя Сергея Шилова, ввезшего в страну 42 тонны пищевого мака, в которой наркополицейские обнаружили маковую соломку, содержащую наркотические вещества - морфин, кодеин, тебаин. Адвокаты предпринимателя попросили биолога дать заключение по содержанию опиатов в партии мака.

Специалист сообщила, что ввезенная партия пищевого мака не содержит намеренно внесенных наркотических примесей, и отметила, что технически очистить семена от этого вида загрязнений невозможно. При этом не все ее коллеги с ней согласились - "брянские эксперты схитрили и написали, что содержат наркотически активные алкалоиды - морфин и кодеин, и указали их содержание".

"Эту ошибку и это несоответствие я обнаружила только в тюрьме, когда передо мной были все материалы дела. Из-за того, что кто-то вопреки методическим указаниям не назвал обнаруженный кодеин следами, как было положено по их методическим указаниям, а перемножил это следовое содержание на 42 тонн, то возникло огромное содержание наркотиков и уголовное дело", - рассказывала Зеленина журналистам.

Несмотря на то, что пищевой мак в России не запрещен, ГОСТ не допускает ни одного процента примесей в маке: ни соломы, ни наркотических веществ. При этом, как утверждают эксперты, абсолютная очистка зерен невозможна: даже если проверить суперочищенный мак, в нем найдутся следы опия. Специалисты отмечают, что тысячные доли грамма наркотических веществ есть во всех сушках, рулетах и другой выпечке, которая продается в продовольственных магазинах.