Все российские суды с 12 мая переходят на обычный график работы после длительного простоя из-за пандемии коронавируса. Судьям предписано рассматривать дела всех категорий, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Адвокаты довольны возобновлением трудовой деятельности, но опасаются, что многие процессы сложно будет провести в связи с ограничениями из-за риска для здоровья и противоречием между федеральными и региональными решениями. Об этом пишет "Коммерсант".
Оповещение о возобновлении работы было разослано в четверг председателям судов за подписью генерального директора судебного департамента при Верховном суде РФ (ВС РФ) Александра Гусева. В нем сообщается, что срок действия постановлений президиумов ВС РФ и Совета судей РФ, которыми вводились ограничения в работе судов, истекает 11 мая. Со следующего дня предлагается осуществлять деятельность судов и органов судебного департамента в полном объеме, сделав исключение для работников, заболевших коронавирусом и тех, кто контактировал с ними.
При этом Верховный суд обратил внимание на необходимость соблюдения режима повышенной безопасности, самоизоляции "отдельных категорий граждан", соблюдения социальной дистанции, "использования средств индивидуальной защиты дыхания". Судебные заседания должны организовываться в соответствии с этими требованиями.
Как заявил президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Юрий Пилипенко, большинство практикующих юристов приветствуют возобновление работы судов, но не вполне понимают, каким образом и за счет чего в судах будут обеспечены меры социального дистанцирования. Пилипенко напомнил, что далеко не во всех судах достаточно пространства, "а иногда буквально даже воздуха", в том числе из-за архитектурных особенностей помещений судов. Многие надеются на разумные действия председателей судов, которые могли бы построить работу так, чтобы обеспечить безопасность всех участников того или иного процесса.
Адвокат Марина Ярош, в свою очередь, заявила, что считает невозможным полноценное проведение большинства процессов, так как в большинстве судов просто не смогут обеспечить безопасность от заражения. "Если не брать в расчет некоторые помещения Мосгорсуда, нигде нет залов заседаний площадью более 50 кв. м, а максимум "клетки" для подсудимых - 3,5 кв. м", - пояснила она. Так, сама Ярош участвует в процессе в Басманном суде с семью подсудимыми, из которых шестеро содержатся под стражей и должны "сидеть друг у друга на коленках" во время заседаний, а минимальное количество участников, без учета вызванных свидетелей и конвоя, составляет больше 20 человек. Кроме того, решение федеральных ведомств возобновить судебную деятельность в полном объеме противоречит решениям региональных властей.
В то же время адвокат Вячеслав Феоктистов отметил, что за время приостановки работы судов "на полную мощность" он приобрел опыт участия в процессе в онлайн-режиме. По его словам, помощник судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции из Саратова предложил ему или приехать на рассмотрение жалобы осужденного лично, или же поучаствовать в заседании по Skype из Москвы. В итоге адвокат выбрал второй вариант, и дело было отправлено на новое рассмотрение. По его словам, процедуру онлайн-участия можно применять при рассмотрении апелляционных или кассационных жалоб, но не при полноценном судебном следствии.
18 марта президиум Верховного суда рекомендовал судам ограничить рассмотрение уголовных дел и доступ посетителей из-за коронавирусной инфекции. Сообщалось, что исключение будет сделано для рассмотрения дел об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, и других неотложных дел. Кроме того, всем судам при наличии технической возможности рекомендовано инициировать рассмотрение дел путем использования систем видео-конференц-связи и ограничить доступ в суды лиц, не являющихся участниками судебных процессов.
Между тем источниками заболевания могут стать сотрудники ФСИН и содержащиеся в СИЗО: в конце апреля стало известно, что вирус обнаружен у 271 сотрудника службы. Тем не менее, по данным службы, среди заболевших нет пациентов, "у которых заболевание протекает в тяжелой форме". Данных же о заболеваемости среди заключенных нет: накануне суд отказался отпустить из изолятора историка Юрия Дмитриева, хотя в СИЗО, где он содержится, отмечены случаи заболевания.