Следователи по делу о нападении на Олега Кашина бандитов изучили записи камер наблюдения, установленных на доме журналиста "Коммерсанта" На записи видно, как на Олега налетают два человека, поджидавших его во дворе дома на улице Пятницкой
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Следователи по делу о нападении на Олега Кашина бандитов изучили записи камер наблюдения, установленных на доме журналиста "Коммерсанта"
tayga.info
 
 
 
На записи видно, как на Олега налетают два человека, поджидавших его во дворе дома на улице Пятницкой
НТВ
 
 
 
"Олег в медикаментозном сне. Состояние стабильно тяжелоеЕсть черепная травма, за ней наблюдают", - писала тогда жена Кашина Евгения Милова в своем блоге на Facebook
tvrain.ru

Следователи изучили записи камер наблюдения, запечатлевших нападение неизвестных преступников на журналиста газеты "Коммерсант" Олега Кашина. Камера, установленная на доме Кашина, зафиксировала, как во дворе дома на улице Пятницкой на него налетают два человека: один сбивает журналиста с ног, а затем оба начинают наносить лежачему мощные удары. ВИДЕО публикует интернет-издание Life News.

"Преступники действовали крайне жестоко, - рассказали сотрудники правоохранительных органов. - Они около двух минут остервенело били журналиста железным прутом, принесенным с собой в букете цветов".

Нападение на Олега Кашина вызвало значительный резонанс в обществе и в СМИ. Выдержки из публикаций российских газет на тему жестокого преступления публикует сайт "Заголовки.ru".

В настоящее время криминалисты работают с вещественными доказательствами, изъятыми на месте избиения журналиста. Следователи не исключают, что после ряда экспертиз они смогут выйти на исполнителей преступления, сообщил РИА "Новости" в понедельник источник в правоохранительных органах столицы. Он не уточнил, что именно было изъято на месте преступления, но отметил, что "с одним из вещдоков проводится ДНК-экспертиза".

- Коллеги журналиста не сомневаются, что нападение связано с его профессиональной деятельностью
- Друзья Кашина: следователи задавали "некомпетентные" вопросы
- Версии расправы
- Нападение на Кашина возмутило международные журналистские сообщества

Кроме того, изъяты записи с видеокамер, установленных не только на домах, расположенных поблизости от места нападения, но и на более отдаленных, мимо которых могли проходить преступники, отмечает "Коммерсант". Известно, что перед нападением оба молодчика недолго шли параллельно за журналистом, в руках у одного были цветы, чтобы скрыть обрезок арматуры, которым, предположительно, наносились удары.

По некоторым данным, в одном из цветочных ларьков неподалеку якобы вспомнили, что у них двое молодых людей покупали букет, но были ли это преступники, неясно. Нападавшие, видимо, хорошо знали, с какой стороны подходит к дому журналист, поскольку караулили его в этом месте, хотя с противоположной стороны дома имеются такие же ворота и калитка. Как отмечает издание, 18 октября в журнале "Власть" вышел материал Олега, посвященный переписи населения, где журналист, в частности, написал: "Отдельным предметом моей частной гордости уже который год остается то, что никто не знает, где я живу".

30-летний журналист Олег Кашин был избит неизвестными в ночь на субботу. Как сообщалось, Кашин получил тяжелые травмы и был госпитализирован в 36-ю горбольницу, которая специализируется на челюстно-лицевой хирургии. Медики рассказали "Коммерсанту", что поступил к ним Олег Кашин в сознании. У него были диагностированы переломы челюстей, голени, кисти (одна ногтевая фаланга была фактически оторвана), черепно-мозговая травма и множественные повреждения. Журналисту ввели обезболивающее.

В субботу Кашину была сделана операция, он был погружен в состояние искусственной комы. Олегу сразу провели шинирование челюстей, голень поместили на вытяжку, обработали кисть. "Олег в медикаментозном сне. Состояние стабильно тяжелое. Ногтевой фаланги левого мизинца не было при поступлении, одна нога сломана, челюсти собрали. Есть черепная травма, за ней наблюдают", - писала тогда жена Кашина Евгения Милова в своем блоге на Facebook.

В воскресенье ему были сделаны новые операции: поставили титановые пластины на сломанные челюсти, зафиксировали сломанную голень. Хирурги работали три часа, после чего врачи заверили, что мозгу Олега ничего не угрожает.

Жена Кашина Евгения Милова накануне также сообщила в своем блоге на Facebook, что журналисту "Коммерсанта" сделали повторную операцию. "Операция была сделана по итогам консилиума. Она шла около трех часов. Теперь мозгу Олега точно ничто не угрожает. Нам с его отцом даже позволили Олега увидеть. Он спит", - сделала запись Милова. Ей и отцу Владимиру Кашину вчера впервые разрешили зайти в палату реанимации и посмотреть на Олега. Он спал под действием наркоза.

Состояние Кашина оценивается как стабильно-тяжелое, но он по-прежнему находится в искусственной коме, чтобы не допустить болевого шока. Вместе с тем знакомый Кашина, корреспондент журнала "Русский репортер" Илья Азар предположил, что в понедельник избитого журналиста выведут из состояния искусственной комы, сообщает "Интерфакс".

"Врачи сказали жене Олега, что сегодня он придет в себя. Не исключено, что его выведут из состояния медикаментозного сна", - сообщил он.

Коллеги журналиста не сомневаются, что нападение связано с его профессиональной деятельностью

По факту нападения расследуется уголовное дело по статье "Покушение на убийство группой лиц". Как уточнил в воскресенье официальный представитель следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин, на данный момент ведутся опросы лиц, знавших Олега Кашина, произведен осмотр места преступления. Орудия преступления не найдено. О каких-либо приоритетных версиях вчера в следственных органах не говорили. Между тем коллеги пострадавшего не сомневаются, что нападение связано с его профессиональной или как минимум публичной деятельностью.

"В момент избиения ему ломали пальцы. Телефон, деньги, документы - все было при нем, когда его нашли. Очевидно, что людям, сделавшим это, не нравилось то, что он говорит, и то, что он пишет", - заявил главный редактор "Коммерсанта" Михаил Михайлин.

"Нет сомнений в том, что избиение нашего товарища связано с его профессиональной деятельностью. Преступники знали, на кого нападают и за что нападают. Жестокость была демонстративной, показной. Заказчики нападения предложили, по сути дела, альтернативу: либо профессиональное исполнение своих обязанностей, либо личная безопасность. ИД "Коммерсант" настаивает на тщательном и результативном расследовании нападения на Олега Кашина", - говорится в заявлении, опубликованном на сайте издания.

Ряд известных журналистов, общественных деятелей и правозащитников уже обратились к властям с требованием не только раскрыть это преступление, но и повысить уровень безопасности журналистов в целом.

Расследование преступления президент России Дмитрий Медведев поручил взять на особый контроль генеральному прокурору Юрию Чайке и главе МВД Рашиду Нургалиеву. Медведев поручил принять все необходимые меры, чтобы преступление было раскрыто.

Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов данную инициативу президента воспринимает скептически, отмечают "Новые известия". "Пока все принятые на особый контроль дела кончились ничем. Это и дела Политковской, Бабуровой и Маркелова, и Эстемировой. Пока эти слова о президентском контроле ничем конкретным не подкреплены, так как не выработан механизм того, что следует за "взятием под контроль". Я лично говорил президенту полтора года назад о нападениях на журналистов и правозащитников, но до сих пор не получил ответа, хотя это тоже было взято под личный контроль главы государства", – пояснил сложившуюся в стране практику правозащитник.

Между тем, как стало известно "Независимой газете", на днях президентский Совет по содействию институтам гражданского общества и правам человека передаст главе государства законопроект, резко ужесточающий наказания за подобные преступления.

Автор законопроекта, глава президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаил Федотов отметил, что нападение на журналиста - это нападение на все общество в целом: "Если он занимается расследованиями, то, естественно, находится в группе риска. Безусловно, журналист должен иметь повышенную защиту – и со стороны государства, и со стороны своего работодателя".

В трудовом договоре с таким сотрудником должны быть прописаны очень серьезные гарантии, и в том числе повышенная страховка, считает президентский правозащитник: "И общество тоже должно относиться к нему с особой бережностью. Потому что он работает не на своего работодателя, а на граждан своей страны. Та правда, которую он с трудом добывает, предназначена в первую очередь не редактору, а читателям".

Именно поэтому общество, уверен Федотов, должно поддержать проект закона, который готовится президентским советом. В документе, пояснил он, речь идет об ужесточении санкций за посягательство на жизнь журналистов, правозащитников, экологов и всех тех, кто выполняет общественный долг: "Они ведь защищают не свой частный интерес". В Уголовном кодексе, напоминает Федотов, заложены соответствующие нормы, но они пока никак не расшифрованы – суду непонятно, кого считать "лицами, выполняющими общественный долг".

Друзья Кашина: следователи задавали "некомпетентные" вопросы

Главный редактор газеты "Коммерсант" Михаил Михайлин в понедельник вызван на допрос в СКП РФ в связи с расследованием дела о покушении на убийство журналиста газеты Олега Кашина.

"В понедельник меня вызвали на допрос в СКП по делу об избиении журналиста "Коммерсанта" Олега Кашина", - сообщил "Интерфаксу" Михайлин. Он также отметил, что в воскресенье вечером следователи допросили редактора отдела "Общество" Илью Нагибина и его заместителя Дмитрия Ждакаева.

По их словам, вопросы следователей были "некомпетентными". Например, они спрашивали, "ходил ли Кашин на "Марш несогласных" 4 ноября в Люблино", хотя это событие называется "Русский марш" и к "несогласным" отношения не имеет.

По словам опрошенных, у них интересовались, "думал ли Кашин головой", когда писал на острые политические темы. "Знаете Бекетова, овоща?" — спрашивали они.

Следователи из прокуратуры, по словам друзей журналиста, интересовало, была ли у Олега подруга, чей ревнивый муж мог подослать к нему бандитов, какие материалы он готовил к публикации, а также какие из прошлых его материалов могли стать причиной для избиения.

Знакомый Кашина, корреспондент журнала "Русский репортер" Илья Азар, также побывавший на допросе, сообщил, что правоохранительные органы допросили всех, с кем Кашин встречался незадолго до нападения. "Мы с ним виделись в пятницу. Ужинали у нашего друга. Потом он встретился со знакомой и пошел домой. Всех, кто был на этой встрече, в субботу вызвали в милицию", - сказал Азар.

По словам журналиста, он отвечал на вопросы следователей в отделении внутренних дел.

"Они задавали довольно странные вопросы. Они сказали, что политикой не интересуются, что им она непонятна. Они спрашивали меня про тираж "Живого журнала". Говорили, что Олега наверняка наркоманы побили", - сказал Азар. По его словам, в воскресенье с близкими Кашина встретились оперативники Московского уголовного розыска. "Они задавали конкретные вопросы и были более компетентными. Они читали статьи Олега", - сообщил Азар.

Версии расправы

С какой именно статьей или выступлением Кашина может быть связано нападение на него, неизвестно. Кашин вообще не специализируется на коррупционных или криминальных расследованиях, "герои" которых могут решиться на "крайние меры", отмечает "Время новостей". В газете он выступал как автор публикаций на общественно-социальные темы, и случившаяся расправа может свидетельствовать о том, что острые споры и хамские выходки, которые стали неотъемлемой частью акций протеста, маршей согласных и несогласных, выступлений различных молодежных объединений, переросли в нечто большее.

В своем блоге Олег Кашин выступал до сих пор в той же роли "комментатора", но никак не разоблачителя, хотя зачастую и позволял довольно резкие суждения и оценки, в том числе в отношении и известных чиновников. В результате произошедшее с ним со стороны выглядело как месть именно за суждения.

Журналисты, политики, общественные деятели и блогеры, хорошо знающие Олега Кашина, выдвинули несколько своих версий по поводу того, кто мог стоять за нападением. По одной из них, преступление могло быть следствием конфликта вокруг Химкинского леса. Олег Кашин брал для "Коммерсанта" эксклюзивные интервью с активистом движения "Антифа", одним из организаторов погрома, учиненного в администрации Химок, а также с освобожденным под подписку о невыезде участником этой же акции Максимом Солоповым. В пользу этой версии свидетельствует то, что характер травм, нанесенных Олегу, совпадает с повреждениями, которые неизвестные два года назад причинили защитнику Химкинского леса, главному редактору "Химкинской правды" Михаилу Бекетову.

Кроме того, за день до нападения на Олега Кашина неизвестные нанесли серьезные увечья еще одному активисту, главе Химкинского отделения партии "Правое дело" Константину Фетисову. "Он многое сделал для того, чтобы эта тема стала резонансной, - заявила глава движения в защиту леса Евгения Чирикова. - Мы считаем, что преступление против Олега было совершено точно по такой же схеме, как и против Константина Фетисова и Михаила Бекетова. На месте следствия я бы обратила на это внимание".

Блогеры также высказывают предположение, что нападение на Олега Кашина могло быть связано с конфликтом между ним и губернатором Псковской области Андреем Турчаком. В августе этого года Олег в своем блоге в "Живом журнале", комментируя отставку губернатора Калининградской области Георгия Бооса, обозвал губернатора грубым словом. Кашин написал: "...сравни с любым губернатором, даже не с Рамзаном и не с Тулеевым, с любым ср*ным Турчаком - это Боос-то бескомпромиссный?".

Тот в комментариях к записи потребовал извинений, однако Олег извиняться отказался. За три недели до нападения Олег Кашин со ссылкой на свои источники сообщил коллегам по отделу "Общество", что Андрей Турчак не только не забыл о нанесенной обиде, но и якобы хочет отомстить. Позже журналист еще раз сказал коллегам то ли в шутку, то ли всерьез: "Если что и случится, то это Турчак". К последней записи в блоге Турчака уже появились предложения блогеров явиться в прокуратуру, пройти проверку на детекторе лжи или публично опровергнуть свою причастность к нападению на журналиста. "Коммерсант" обратился к губернатору с запросом на эту тему, но ответа вчера не последовало.

Наконец, по третьей версии журналистов, к нападению на Олега Кашина могла быть причастна прокремлевская молодежь из "Молодой гвардии "Единой России"". 11 августа на сайте этой организации был опубликован текст, где сказано, что в "Коммерсанте" работают "информационные диверсанты". Текст был проиллюстрирован фотографией Олега Кашина со штампом: "Будет наказан". Впрочем, после избиения Олега на сайте "Молодой гвардии" оперативно появилось высказывание члена политсовета движения, члена Общественной палаты Андрея Татаринова. Он потребовал "оперативного и объективного расследования" преступления.

Нападение на Кашина возмутило международные журналистские сообщества

После жестокого нападения на журналиста в обществе мгновенно поднялась волна возмущения, которая охватила не только российскую блогосферу и пишущее сообщество, пишет "Российская газета". На следующий день после нападения на Олега Кашина группа журналистов опубликовала на сайте "OpenSpase.ru" письмо, в котором, в частности, говорится: "Право журналиста нормально исполнять свои обязанности и не чувствовать страха за свою жизнь - это право общества говорить и быть услышанным. Поэтому необходимо, чтобы расследование дела Олега Кашина было доведено до конца. Виновники должны быть названы и наказаны".

В поддержку Олега Кашина также выступили международные журналистские сообщества и организации. Свое возмущение нападением на журналиста высказал исполнительный директор международной организации "Комитет в защиту журналистов" Джоэл Саймон.

Он отмечает важность того, что президент Медведев потребовал найти и наказать виновных в этом преступлении. Однако, говорит Саймон, правительство России также несет значительную долю ответственности за случившееся.

Как отмечается в заявлении комитета, будучи неспособным найти и осудить виновных в многочисленных предыдущих убийствах и нападениях на журналистов, правительство создало в стране атмосферу безнаказанности. Показать признаки реальной политической воли для защиты независимой прессы потребовал от российских властей и генеральный секретарь другой международной организации "Репортеры без границ".

Выпускник Калининградского морского лицея и Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, матрос международного класса и участник парусной регаты "Катти сарк" Олег Кашин еще в Калининграде стал одним из известных журналистов города, отмечает издание. Два года корреспондент "Комсомольской правды" в Калининграде Кашин специализировался на эксклюзивных интервью и спецрепортажах. В 2003 году он перебрался в Москву, работал корреспондентом газеты "Коммерсант", спецкором газеты "Известия", обозревателем журнала "Эксперт", вел передачу "Чёрное и белое" на телеканале "О2ТВ". В 2009 году снова вернулся в издательский дом "Коммерсант".

Среди тем, на которые пишет Олег Кашин, преобладают общественно-политические. В частности, в сферу профессионального интереса журналиста попадают молодежные объединения, а в последнее время - и проблемы Химкинского леса. Так, в "Коммерсанте" было опубликовано интервью, которое Олег Кашин взял у анонимного участника состоявшегося 28 июля 2010 года нападения анархистов и активистов "антифа" на здание администрации Химок. Эта беседа вызвала крайне бурную реакцию, как и многие другие статьи Кашина.