Материалы по делу журналисты Сафронова собирала СВР, читавшая его переписку ФСБ получила материалы для возбуждения дела против журналиста Ивана Сафронова от Службы внешней разведки (СВР), негласно контролировавшая переписку репортера, которую тот вел, используя домашний компьютер
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Материалы по делу журналисты Сафронова собирала СВР, читавшая его переписку
АГН Москва / Софья Сандурская
 
 
 
ФСБ получила материалы для возбуждения дела против журналиста Ивана Сафронова от Службы внешней разведки (СВР), негласно контролировавшая переписку репортера, которую тот вел, используя домашний компьютер
Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав
 
 
 
В уголовном деле советника главы "Роскосмоса" Ивана Сафронова также упоминаются заключения Минобороны и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), что информация о поставках вооружений и действиях российской армии в Африке и на Ближнем Востоке была секретной
Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав

ФСБ получила материалы для возбуждения дела против журналиста Ивана Сафронова от Службы внешней разведки (СВР), негласно контролировавшей переписку репортера, которую тот вел, используя домашний компьютер.

Как пишет "Коммерсант", согласно данным спецслужбы, в 2017 году Сафронов отправил материал, который "был получен в Чехии неким лицом, возможно связанным с разведкой этой страны". Еще два исследования, представленные следователями ФСБ, "анализируют результаты прослушки его телефонных разговоров и переписки".

"При этом в материалах не указываются объем переданной информации и количество передач. Отсутствуют данные самого получателя, а также форма и сумма вознаграждения, якобы полученного за информацию, хотя и говорится, что измена Родине была осуществлена из корыстных побуждений", - отмечает издание.

В уголовном деле советника главы "Роскосмоса" Ивана Сафронова также упоминаются заключения Минобороны и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), в которых говорится, что информация о поставках вооружений и действиях российской армии в Африке и на Ближнем Востоке была секретной.

Защита Сафронова подчеркивает, что подобные заключения спецслужб делаются буквально на коленке в рамках оперативно-разыскных мероприятий и фактически представляют из себя мнение того, кто их делает. "К самой же экспертизе, которую эксперт делает в рамках уголовного дела, будучи предупрежденными об уголовной ответственности, это не имеет отношения. По делу Ивана Сафронова никаких экспертиз пока не назначалось и не проводилось", - подчеркнул адвокат Сафронова, глава правозащитного объединения "Команда 29" Иван Павлов.

Защита журналиста уже направила в Лефортовский райсуд жалобы на арест Сафронова. Остальные жалобы ожидаются в четверг, 9 июля. Юристы называют избранную журналисту меру пресечения незаконной и необоснованной. По их версии, в материалах, представленных следствием ФСБ в суд, нет сведений, содержащих гостайну.

Другой защитник журналиста, Олег Елисеев, обратил внимание на возможное нарушение в порядке возбуждения самого уголовного дела по ст. 275 УК. Разработка журналиста велась ФСБ несколько лет, а ход ее материалам дали только перед задержанием. При этом сам журналист неоднократно проходил проверки различных спецслужб, в том числе перед тем, как его приняли в кремлевский пул и взяли на работу в "Роскосмос".

Сам Сафронов отрицает, что совершил преступление, и считает, что его уголовное преследование связано с публикациями в СМИ.

Лефортовский районный суд Москвы 7 июля арестовал на два месяца журналиста Ивана Сафронова по подозрению в госизмене (статья 275 УК РФ). Следователи ФСБ считают, что Сафронов, будучи в 2012 году завербованным чешской спецслужбой, в 2017 году передал ее представителю секретную информацию, связанную с поставками вооружений и действиями ВС РФ в странах Африки и Ближнего Востока. Конечным получателем секретных сведений были США, настаивает следствие.

Дело Ивана Сафронова является знаковым. Впервые почти за 20 лет в России предъявляют обвинение в госизмене журналисту. До этого по такой же статье был осужден журналист Григорий Пасько в 2001 году, отмечает адвокат Иван Павлов. "До 2012 года было практически непредставимо обвинить журналиста в госизмене, поскольку журналисты по определению не имеют доступа к гостайне, - пишет главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов. - Когда редакция статьи изменилась по просьбе ФСБ, стало понятно, что правила поменялись".