Инопресса: Кремль "приватизировал" Победу, чтобы сплотить общество вокруг себя Кремль "приватизировал" Победу, чтобы сплотить общество вокруг себя
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Инопресса: Кремль "приватизировал" Победу, чтобы сплотить общество вокруг себя
Первый канал
 
 
 
Кремль "приватизировал" Победу, чтобы сплотить общество вокруг себя
Первый канал
 
 
 
Кремль "приватизировал" Победу, чтобы сплотить общество вокруг себя
Первый канал

Первые 20 лет после победы над фашизмом советские вожди не акцентировали внимание на этой дате, "стыдясь" ошибок сталинского руководства. Впоследствии День Победы стал поводом показать единство партии и народа. С теми же целями режим Путина использует памятную годовщину и сегодня, пишет в среду пресса США и Германии.

Для большинства стран, опустошенных Второй мировой войной, дни ее окончания - 8 и 9 мая - это время памяти и примирения. Именно так назвала их в ноябре 2004 года Генеральная ассамблея ООН. Для России 9 мая - это День Победы, единственный праздник, значимый для всей страны, самая святая и самая горькая дата. Однако именно этот праздник самым циничным образом используют нынешние российские власти, преследуя собственные цели, пишет Time.

Для россиян это самый святой из дней, потому что победа над фашизмом была нужна для выживания многочисленных народов Советского союза и других стран, объявленных нацистами "низшими". Но это еще и самый горький день, потому что действия советского руководства позволили Гитлеру поначалу взять верх, захватить огромные территории, освобожденные позднее лишь ценой четырех лет жарких сражений, которые унесли жизни, только по официальным данным, 27 миллионов советских граждан, продолжает американский журнал. (Полный текст на сайте InoPressa)

Историки до сих пор спорят, почему первые месяцы войны стали катастрофой для Красной армии, и почему же все-таки она сумела подняться, чтобы нанести ответный удар. И хотя советское руководство приложило немало усилий, чтобы поставить точку в этом вопросе с самого начала, введя в оборот термин "вероломное нападение", накал дискуссий продолжает расти. Ответ на эти вопросы, по мнению Time, заключается в том, что мало кто был готов сражаться за сталинскую диктатуру, когда немцы вторглись в СССР. Но ужасные преступления, творимые фашистами на захваченных территориях, заставили общество ради собственного выживания сменить ориентиры. Конфликт превратился в Великую Отечественную войну - независимо от позиции Сталина.

Вероятно, по этой причине первые 20 лет после 1945 года советские власти старалась не акцентировать внимание на годовщине 9 мая, чтобы не будоражить тяжелые воспоминания. Лишь в 1965 году в стране впервые был введен выходной в честь Дня Победы. Возможно, у Советского Союза было мало поводов для гордости в этот день, предполагает американское издание.

Победа как оправдание режима

Позднее ситуация переменилась, а власти старались "опрокинуть в прошлое" народные представления о счастье и единстве: чем хуже становилось положение в стране, тем красочнее были рассказы о войне, выходившие на советские теле- и киноэкраны каждую весну. Государство не жалело сил, рассказывая о том, как "перед лицом гитлеровского нашествия народ сплотился вокруг партии во имя спасения мира". Смысл этих слов, конечно же, был в том, что люди должны и дальше объединяться вокруг Коммунистической партии, чтобы бороться с происками внешнего врага и его агентов. Неудивительно, что сейчас аналогичным образом поступает президент Владимир Путин, считает Time.

Вместо того чтобы вспомнить о добытой сообща и огромной ценой Победе, а затем примириться, путинский режим использует праздник 9 мая в своей кампании по разжиганию националистической истерии в России, готовясь к декабрьским выборам в парламент и президентским выборам в марте будущего года. Как и в советские времена, у России нет никакого множества внешних врагов. Но у кремлевских правителей есть необходимость заставить людей поверить, что "коней на переправе не меняют" и Путин должен остаться главой государства. Или открыть дорогу кому-то еще более властному, чем он сам, предполагает американский журнал.

Все семь лет своего президентства Путин отводил заметное место культу советских героев. Только-только придя к власти, он возродил музыку советского гимна, напоминает издание. В соответствии с президентской волей День Победы в новой России празднуется не менее пышно, чем когда-то в СССР, пишет немецкая Süddeutsche Zeitung.

На этом фоне отношения Москвы с Западом неуклонно ухудшаются, чему способствуют и контрреформы в стране: оппозиционные партии запрещаются, митинги жестоко разгоняет милиция, неправительственные организации прекращают свою работу, а государство заводит уголовные дела против их лидеров. Контроль над средствами массовой информации и цензура усиливаются. И вновь, как и 42 года назад, кремлевская пропаганда твердит о множестве внешних врагов и их агентов внутри страны, которые угрожают "Матушке России", пишет немецкое издание. (Полный текст на сайте InoPressa.)

Последние события в Эстонии вызвали волну истерии вокруг "осквернения" советского памятника (в действительности, монумент был перевезен на военное кладбище и вновь открыт со всеми воинскими и государственными почестями), которая призвана послужить предупреждением Польше, если она попытается реализовать свои планы по переносу нескольких сотен памятников советской эпохи, замечает газета.

Подлинная трагедия войны состояла в том, что советские солдаты "смело входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою", как написал однажды Нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский. Они уничтожили фашизм, но ирония истории проявилась в том, что их героизм при защите Родины помог укрепиться другой жестокой тирании: освободив страны Восточной Европы, они положили начало новой оккупации, пишет Time.

В советских памятниках павшим воинам - не только в Эстонии - Россия видит символы славного прошлого, память о котором нужно защищать. Сейчас с этой целью Министерство обороны РФ собирается открыть в ряде стран специальные бюро, добавляет Süddeutsche Zeitung.

Маргиналы-правозащитники и маргиналы-ветераны

"Очевидно, что сегодня в России идет интенсивный процесс мифологизации советского прошлого", - сетует Ирина Щербакова из московской правозащитной организации "Мемориал". Она посвятила свою жизнь сбору материалов о преступлениях Советского союза - и уже в силу этого попала в путинской России в ряды маргиналов. Щербакова с ужасом констатирует, что "согласно опросам общественного мнения, каждый пятый житель России считает Сталина мудрым руководителем и государственным деятелем". А 32% россиян, по данным "Левада-Центра", все еще полагают, что, несмотря на все ошибки и прегрешения Сталина, "главным является то, что под его руководством наш народ выиграл Великую Отечественную войну".

При этом мало кто вспоминает о волне террора, прокатившейся по Советскому Союзу ровно 70 лет назад. В рамках гигантской "чистки" в 1937-1938 годах по указу Сталина были арестованы более двух миллионов человек. Документы "Мемориала" напоминают о "гигантских масштабах репрессий" и об их последствиях, которые ощущаются в России и по сей день. "Человеческая жизнь и свобода воспринимаются властью как нечто ничтожное", а привычка к "управляемому правосудию, имитация демократического процесса" на фоне уничтожения основных демократических институтов - характерные черты современной России, корни которых уходят в прославляемое советское прошлое, свидетельствуют правозащитники.

Впрочем, подобное прославление вряд ли поможет живущим сегодня в России 1,2 миллиона ветеранов Второй мировой войны. Ко Дню Победы они, как правило, получают денежные подарки. В этом году на эти цели государством выделено 227 млн рублей, то есть в среднем каждый ветеран получит по 180 рублей 50 копеек, заключает Süddeutsche Zeitung.