Следственный комитет России официально возложил ответственность за смерть в СИЗО юрисконсульта британского инвестиционного фонда Hermitge Capital Сергея Магнитского на двух человек - лечившего его врача и куратора тюремной медчасти. В пятницу врачу-лаборанту "Бутырки" Ларисе Литвиновой и замначальника изолятора по лечебно-профилактической работе Дмитрию Кратову предъявлены обвинения. Первой - в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК, до трех лет тюрьмы). Второму - в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 293, до пяти лет тюрьмы).
Литвинова и Кратов фигурируют в числе людей, которых родные и коллеги Магнитского, а также правозащитники считают причастными к его смерти. Однако они опасаются, что только врачами дело и ограничится, а сотрудники силовых структур, которые вели дело юриста, избегут ответственности.
О предъявленных обвинениях сообщил ИТАР-ТАСС официальный представитель СК Владимир Маркин. Он напомнил, что "в рамках расследования установлена прямая причинно-следственная связь между смертью Магнитского и действиями врачей следственного изолятора".
По его словам, расследование дела продолжается, в частности, проводятся следственные действия, "направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления".
Адвокат вдовы Магнитского Елена Орешникова заявила, что врачи "Бутырки" привлечены к ответственности обоснованно. "Следователи имели достаточно веских оснований для этого", - сказала она "Интерфаксу".
В то же время она подчеркнула, что круг обвиняемых не должен ограничиться двумя врачами. "До сих пор не дана оценка причастности следователя, который вел дело о неуплате налогов против Магнитского, с точки зрения халатности в вопросе игнорирования состояния погибшего", - напомнила она.
В свою очередь Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая участвовала в независимом расследовании гибели юриста, назвала предъявленные обвинения "полумерой". "Это не только полумера, а, возможно, желание сузить список виновных в смерти Магнитского", - сказала она агентству.
"Я рада, что Следственный комитет предпринимает какие-то действия, но посмотрим", - сказала Алексеева о том, будут ли предъявлены обвинения другим российским чиновникам, которых правозащитники считают виновными в смерти Магнитского.
Она не исключила, что обвинение стало реакцией на решение Госдепартамента США ввести визовые ограничения для российских чиновников, причастных к делу Магнитского. В "черный список" включены сотрудники ФСБ, полицейские высшего и среднего звена, тюремные охранники и врачи, прокуроры, налоговые аудиторы и инспекторы.
Алексеева сообщила, что рабочая группа президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека продолжит свою деятельность, в том числе в рамках расследования коррупционной составляющей дела Магнитского.
Глава Совета Михаил Федотов, со своей стороны, заявил, что считает обвинения прогрессом. "Это движение в правильном направлении. Российское общество заинтересовано в том, чтобы все виновные в гибели Сергея Магнитского в следственном изоляторе были выявлены и наказаны", - прокомментировал он.
По его словам, Совет считает, что все дела, касающиеся гибели Магнитского и обвинений, которые он выдвигал в отношении сотрудников правоохранительных органов, должны расследоваться одной следственной бригадой, "чтобы можно было соединить вместе все нити этой трагической истории".
3 августа фонд Hermitage Capital распространил пресс-релиз, в котором содержался текст жалобы адвоката Николая Горохова, представляющего интересы семьи Магнитского. В жалобе, направленной в Генпрокуратуру и ГСУ СКР выражалось сомнение в законности оснований, по которым Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении врача Литвиновой и замначальника "Бутырки" Кратова, напоминает Радио "Свобода".
По словам Горохова в тексте постановления о возбуждении уголовного дела против Литвиновой и Кратова были указаны болезни, которыми Магнитский не страдал. По сути, адвокат и коллеги Магнитского обвинили следователей, ведущих дело о гибели юриста в СИЗО, в подлоге.
В фонде Hermitage Capital утверждали, что сотрудники СК заменили фактические диагнозы развивавшихся у Магнитского в изоляторе заболеваний, чтобы "скрыть умышленный характер действий медработников" учреждения. В то же время в документе не были указаны реальные болезни Магнитского и не были упомянуты его жалобы на многократное неоказание медицинской помощи.
В частности, в тексте постановления о возбуждении уголовного дела в отношении врача "Бутырки" не было ни слова о тех диагнозах, которые были в истории болезни Магнитского: панкреатит, холецистит и желчекаменная болезнь. Зато появились не подтвержденные медицинскими документами "вторичная дисметаболическая кардиомиопатия на фоне сахарного диабета и активный хронический гепатит".
Партнер фонда Hermitage Capital Иван Черкасов в интервью РС говорил: "Сейчас врачей обвинят в том, что они не диагностировали не существующие у Сергея заболевания, проведут еще одну медицинскую экспертизу, выявят, что, действительно, этих болезней не было, и они избегут ответственности. Вероятно, это делается и для того, чтобы не привлекать к уголовной ответственности и других врачей – Гаусс и Маркова – из СИЗО "Матросская тишина", куда больного Сергея привезли из "Бутырки" и где он умер".
37-летний Сергей Магнитский - управляющий партнер аудиторской компании Firestone Duncan, обвиненный в пособничестве в уклонении от уплаты налогов, - скончался в палате интенсивной терапии больницы СИЗО "Матросская тишина" 16 ноября 2009 года - спустя 11 месяцев содержания под стражей и через семь дней после того, как ему было предъявлено обвинение.
До перевода в больницу он содержался в "Бутырке". Проведенная в ходе следствия комплексная судмедэкспертиза установила, что причиной смерти Магнитского стало сочетание нескольких заболеваний, а также недостатки в оказании медпомощи и несвоевременная диагностика заболеваний.
"Экспертами выявлены недостатки медицинской помощи, оказывавшейся Магнитскому в период его содержания под стражей, воспрепятствовавшие своевременной диагностике имевшихся у него хронических заболеваний", - сообщили ранее в СК.
В связи с этим ему не было назначено своевременное лечение и не была проведена адекватная терапия при появившемся вечером 16 ноября 2009 года резком ухудшении состояния здоровья. Это, по оценке экспертов, "лишило Магнитского шанса на благоприятный исход".
Срок следствия по делу о смерти Магнитского был продлен до 24 августа.
Смерть вызвала большой общественный резонанс, в том числе за рубежом. 5 июля президентский Совет по правам человека передал Дмитрию Медведеву результаты независимого расследования. Правозащитники заявили, что в смерти юриста виноваты врачи и силовики. По их мнению, несмотря на отставки в Федеральной службе исполнения наказаний, настоящего расследования смерти Магнитского не было.
В том же месяце Госдепартамент США внес имена российских официальных лиц, имеющих отношение к смерти Магнитского, в "черный список" на получение виз. МИД России выразил недовольство и приступил к выработке ответных мер.