Правительство РФ работает над "вторым антикоррупционным пакетом" мер, направленных на вывод из тени доходов чиновников. Председатель Счетной палаты Российской Федерации и член президентского совета по противодействию коррупции Сергей Степашин рассказал газете "Ведомости", как правоохранительные органы и ФСБ будут организовывать проверки в этой сфере. По мнению Степашина, на первых порах проверки будут частыми.
Как рассказал Степашин, антикоррупционной экспертизой будет главным образом заниматься Генеральная прокуратура. Счетная палата, как и прежде, будет давать заключение, насколько эффективно конкретные законы регулируют расходование бюджетных средств и использование федеральной собственности.
- Губернаторы декларируют доходы - они становятся все богаче
- Чиновники будут отчитываться о доходах перед государством, но не перед народом
- Объемы коррупции в РФ достигают $300 млрд в год
- Банки будут следить за финансовыми операциями чиновников и депутатов
По мнению председателя Счетной палаты, чтобы вести борьбу с откатами, следует централизовать систему мониторинга и аудита госзакупок. Необходима и внешняя экспертиза, особенно если речь идет о крупных контрактах с низкоструктурированными расходами. Счетная палата настаивает на применении многоэтапных конкурсов при размещении заказов на инновационную и технически сложную продукцию. Аукционная форма размещения заказов на такие виды продукции и услуг вообще должна быть исключена, считает Степашин.
Как отметил Сергей Степашин, следует разработать особый механизм размещения заказов на продукцию, цена на которую контролируется государством, а также на продукцию и услуги компаний, занимающих монопольное положение на своих рынках.
Как напомнил председатель Счетной палаты, пакет антикоррупционных законов вступает в силу с 2010 года. Ряд высших должностных лиц уже отчитались по новым правилам, указав, в том числе, доходы жен и несовершеннолетних детей.
Как отметил Степашин, готовятся указы президента Медведева, в которых будет прописано, кто и перед кем отчитывается. Предполагается, что топ-менеджеры госкорпораций будут отчитываться о доходах и имуществе, как и госслужащие.
Помимо налоговых органов декларации будут направляться государственными гражданскими служащими еще и в кадровые подразделения своих организаций. Кроме налоговых органов, эти документы смогут проверять другие правоохранительные органы, в том числе ФСБ. Как отметил Степашин, будут предусмотрены проверки соответствия стоимости собственности задекларированным доходам.
Что касается того, перед кем должны отчитываться губернаторы, депутаты, судьи, руководство и аудиторы Счетной палаты, то пока, как отметил Степашин, указов президента на эту тему нет. По мнению председателя Счетной палаты, все эти должностные лица, по всей видимости, будут направлять декларации в соответствующее подразделение администрации президента. Сенаторы и депутаты Госдумы - в кадровые подразделения аппаратов палат.
Один из вариантов проекта нового антикоррупционного указа президента предусматривал, что государственные служащие, особенно чиновники внутри одного ведомства, если они видят и знают, что их коллега принимает подношения и живет не по средствам, обязаны информировать об этом соответствующие структуры. Однако, по сведениям Сергея Степашина, требование к госслужащим информировать обо всех ставших им известными фактах коррупции из проекта указа изъято.
Сохранилось только требование к государственному служащему обязательно сообщать о тех случаях коррупции, которые затрагивают его самого. Хотя Степашин и подчеркнул, что на Западе – это общепринятая норма, однако отметил, что главное в этом случае, чтобы такой контроль не обернулся тотальным доносительством и сведением счетов.
Затронул Сергей Степашин в интервью и второй блок антикоррупционного законодательства, который готовится к принятию в этом году. Этот блок будет регламентировать все экономические отношения. Его задачей станет упрощение получения гражданами и юридическими лицами разрешительных документов и регулятивных решений.
Важной составляющей второго пакета антикоррупционных законов станет запрет внеплановых проверок госорганизаций и бизнеса правоохранительными органами.
Кроме того, работа ведется над антирейдерским законодательством. Как отметил Степашин, в России ежегодно происходит до 40 000 случаев рейдерского захвата предприятий, недвижимости, партий товаров. Счетная палата разделяет позицию президента Медведева, который потребовал ввести уголовную ответственность за рейдерские действия. В Счетной палате специально для борьбы с рейдерством в отношении госпредприятий и федеральной собственности создана инспекция по контролю за обеспечением интересов государства в процедурах банкротства.
Отметим, что борьба с коррупцией находится под личным контролем президента Дмитрия Медведева. Ранее Медведев заявлял, что в период кризиса особую важность приобретает борьба с коррупцией. По его словам, эти вопросы становятся самыми "сложными и чувствительными".
В марте Росфинмониторинг объявил о своем плане антикоррупционных мер, согласно которому банки будут обязаны следить за финансовыми операциями, проведенными чиновниками и депутатами, а также их ближайшими родственниками. Эта мера будет касаться абсолютно всех операций, кроме оплаты коммунальных услуг и мобильной связи.
Напомним, что, по данным российского Национального антикоррупционного комитета, объем коррупции в России варьируется от 240 до 300 миллиардов долларов в год. Выводы были сделаны на основе анализа скрытых интервью респондентов, осведомленных о коррупционных схемах и размерах мздоимства в различных сферах жизнедеятельности. В структуре коррупции 40-60% составляет система откатов. Коррупция проявляется также в системе госзакупок, выделения различных квот.
Как прогнозируют эксперты, в условиях экономического кризиса масштабы коррупции будут только расти, поскольку объем бюджетных средств, выделяемых на антикризисные программы, увеличился, а система контроля за их расходованием еще пока не сформирована.