Одной из тем на встрече с главой МИД Ирана Мунучехром Моттаки в Москве обсуждается ситуация на Кавказе и в Каспийском регионе, сообщил официальный представитель МИД РФ, передает ИТАР-ТАСС.
Ранее глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров на встрече с иранским рассказал, что "мы регулярно общаемся и рассматриваем договоренности, достигнутые на высшем уровне". "Они реализуются неплохо", - отметил Лавров.
"Имеем в виду торгово-экономическое сотрудничество, вопросы завершения строительства атомной станции в Бушере, а также другие направления - пояснил российский министр. - Нам важно "сверить часы" по региональным делам".
Глава МИД РФ отметил, что по каспийской проблематике эксперты достигли продвижения вперед. "Мы обменяемся мнениями и о ситуации в регионах, прилегающих к России и Ирану. Вы, наверное, знаете, какие изменения в международных делах происходят в связи с бездумными действиями грузинских властей в отношении Южной Осетии", - заметил глава МИД РФ.
"Не забудем и о других проблемах: Афганистан, Ирак и Ближний Восток. Так что по всем вопросам будем продолжать сопоставлять шаги, как и договорились лидеры наших стран", - подчеркнул Лавров.
Со своей стороны глава МИД Ирана добавил, что активно развиваются контакты на различных уровнях, двусторонние отношения продолжают продвигаться вперед. "100-процентное удвоение роста товарооборота внушает надежду на хорошее будущее", - уверен Моттаки.
В то время как Соединенные Штаты пытаются настроить общественное мнение против России, Иран может стать ее предполагаемым, хотя и неожиданным союзником, пишет в пятницу The Washington Times.
Иранское правительство и СМИ, находящиеся под его влиянием, продемонстрировали противоречивое отношение к недавним агрессивным действиям России. Некоторые, похоже, довольны, что Грузия, союзник США, теряет почву под ногами, но есть сомнения в добрых намерениях России, отмечает издание. Признание Россией независимости анклавов Абхазия и Южная Осетия "стало неожиданностью для Запада, шокировало и смутило их", – написала в прошлом месяце газета Jomhouri-e Eslami ("Исламская республика"), придерживающаяся жесткого курса.
"Это было еще одним шагом со стороны России по дальнейшему принижению Запада. Увидев пассивность стран Запада перед лицом событий в Грузии, она почувствовала, что может отомстить Западу, который последние годы стал ломиться в российские ворота".
"Однако очевидно, что ни Россия, ни Запад не испытывают сочувствия к людям, – продолжила газета. – Их крокодиловы слезы призваны помочь им получить в международном сообществе как можно больше уступок".
При всех элементах культуры, связывающих народы России и Ирана, иранцы не считают Россию настоящим другом. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Многие иранцы помнят, что начиная с середины XVIII века Россия была первым крупным иностранным государством, готовым воспользоваться слабостью Ирана. Всегда существовало опасение, в особенности на севере Ирана, что Россия захочет территориальных и политических уступок или в последний момент нарушит данные Ирану обещания.
Иранцы вспоминают соглашения XIX века, когда Иран, тогда называвшийся Персией, лишился своего традиционного оплота в Центральной Азии. Русские солдаты оккупировали побережье Аральского моря, Ташкент, Бухару, Самарканд и долину Амударьи, где когда-то правил Иран.
Эти события – кульминацией которых стал обстрел русскими иранского парламента и почитаемой мечети в священном городе Машаде в 1911 году – привели к росту антироссийских настроений по всей стране.
Одной из наиболее часто цитируемых фраз в иранских книгах по истории стало высказывание русского царя Петра Великого о стремлении России получить порт в Персидском заливе. Его слова, что Россия должна получить доступ к теплым водам Персидского залива и это сделает ее настоящей империей, лежат в основе здешних антироссийских настроений.
Тем не менее, отрезанный от экономических и военных связей с Западом из-за санкций, Иран приобретает оружие у России, а также состоит в соглашении с Москвой о завершении строительства ядерного реактора в порту Бушер в Персидском заливе, начатого Германией еще до Исламской революции 1979 года.
Россия обещала завершить строительство реактора в течение нескольких лет, однако начало эксплуатации Бушера постоянно откладывается. Теперь российские чиновники обещают, что первая очередь будет запущена к концу года.