Хамовнический суд Москвы в пятницу рассматривал вопрос о продлении ареста бывшему главе НК "ЮКОС" Михаилу Ходорковскому и экс-руководителю МФО "Менатеп" Платону Лебедеву. Окончательное решение суд огласит в понедельник, 16 августа. Предыдущим решением в мае срок ареста был продлен на три месяца и истекает 17 августа.
Экс-глава ЮКОСа недавно дал интервью немецкому журналу Spiegel. В пятницу пресс-центр Ходорковского опубликовал русскую версию интервью.
Адвокаты Ходорковского и Лебедева отмечали, что продление срока ареста их подзащитным по второму делу ЮКОСа фактически можно считать "расправой", так как для этого нет никаких законных оснований. Как подчеркивает защита, Ходорковский и Лебедев обвиняются по тем статьям, по которым ограничили избрание меры пресечения.
Такие поправки предложил в свое время российский президент, подчеркивает защита. В мае после продления срока ареста Ходорковский объявлял голодовку, требуя, чтобы с нарушением новых положений УПК были ознакомлены председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев и президент Медведев. Однако 22 мая Мосгорсуд оставил решение Хамовнического суда в силе.
Адвокаты опальных бизнесменов и в этот раз напомнили о законе, запрещающем держать под стражей лиц, обвиняемых в экономических преступлениях. Кроме того, они апеллировали к показаниям свидетелей, которые выступали в суде и утверждали, что хищения нефти, в котором обвиняют Ходорковского и Лебедева, не просто не было, а вообще не могло быть.
Однако центральными фигурами заседания суда стали, скорее, прокурор Валерий Лахтин и следователь Салават Каримов, отмечает "Эхо Москвы". Именно их адвокаты и сами подсудимые обвиняли в многочисленных нарушениях законодательства. Как подчеркивается в сообщении радиостанции, Лахтин довольно спокойно реагировал на критику в свой адрес, но потребовал лишить слова подсудимого, когда тот начал упоминать крупных чиновников.
Между тем экс-глава ЮКОСа, находясь за решеткой, продолжает общаться со СМИ. На прошлой неделе он дал интервью журналу Spiegel, в котором рассказал историю своего успеха в бизнесе, а также то, почему и когда он начал бороться за свободу слова. В пятницу пресс-центр Ходорковского опубликовал русскую версию интервью про жизнь "не совсем обычного заключенного", сообщает радиостанция "Эхо Москвы".
Как рассказал радио "Свобода" один из авторов этого интервью Кристиан Нееф, журналисты видели Ходорковского только в зале суда, а само общение происходило в письменной форме. Как отметил корреспондент, Spiegel никогда не делает интервью в письменной форме, но для Ходорковского было сделано исключение, так как другой возможности пообщаться с ним просто не было. Интервью проходило в несколько этапов примерно в течение двух месяцев.
В интервью Ходорковский рассказал немецким журналистам о жизни "не совсем обычного заключенного", каким он является. Ведь за почти семь лет заключения, отметил Ходорковский, он пробыл в колонии всего год и два месяца. Все остальное время он находился в разных СИЗО, где проходила подготовка к судебному процессу или заседаниям суда.
Напомним, что на этой неделе журнал The Foreign Policy составил рейтинг, в котором Ходорковский назван вторым человеком в мире среди тех, кто даже за решеткой не утратил влияния. Возглавляет список 41-летний китаец Хуан Гуаньгуй, владелец крупнейшей сети магазинов электроники Gome. В 2008 году он был приговорен к 14 годам тюрьмы за подкуп и инсайдерскую торговлю.
Ходорковский рассказал о "ломке" в тюрьмах и отказе бежать
Об отечественной системе исполнения наказаний Ходорковский в интервью сказал, что она направлена не на перевоспитание и помощь осужденному, а на слом человеческой личности. Как рассказал Ходорковский, последние полтора года он находится в Москве в следственном изоляторе "Матросская тишина", и образ его жизни предопределен участием в судебном процессе. По его словам, свидания с родственниками проходят у него раз в неделю по часу или полтора в присутствии надзирателей, при этом собеседников разделяет толстое стекло и разговаривают они по телефону.
На вопрос, почему в 2003 году Ходорковский не эмигрировал, он ответил, что тогда ему казалось, что у него нет выбора. "Уехать", для него тогда означало "предать". "Честь дороже. Это мнение я не изменил и по сей день", - добавил Ходорковский.
Оценивая вероятность своего помилования со стороны президента Медведева, Ходорковский отметил, что президент в соответствии с Конституцией имеет право помиловать любого осужденного, так что этот вопрос нужно адресовать не ему, а Дмитрию Медведеву.
Журналисты спросили Ходорковского, не означает ли то, что министр экономики Герман Греф и министр промышленности Виктор Христенко остаются во власти после показаний в суде в пользу ЮКОСа, возможность оправдательного приговора. По мнению Ходорковского, скорее показания этих людей демонстрируют их личную порядочность и профессионализм.
О стратегии в политике и в бизнесе: знал лазейки, но "шутом" не был
Описывая историю своего успеха в бизнесе, Ходорковский признал, что пользовался лазейками в законе при ведении дел. Как считает экс-глава ЮКОСа, если в законе описан путь, следуя которому компания может платить на 20% меньше налогов, то он был бы плохим менеджером, если бы не использовал законные возможности. Ведь задачей менеджера является приносить максимальную прибыль акционерам компании. Как отметил Ходорковский, в то время все было по закону, а для привлечения ЮКОСа к налоговой ответственности трактовка законов менялась задним числом.
В опубликованном интервью на русском языке выяснилось, что Ходорковский другими словами говорил о версии, что его проблемы с Кремлем, возможно, связаны с подозрением, что он хочет занять президентское кресло. В тексте Spiegel Ходорковский сказал, что в России человек еврейского происхождения не может составить серьезную конкуренцию в этом плане. "Я никогда и не высказывал такого желания, ведь я не дурак", - так можно было перевести слова экс-главы ЮКОСа. В оригинальной версии выяснилось, что он употребил другое слово, которое поменяло окраску высказывания. Как отметил Ходорковский, он не шут и поэтому никогда не пытался на это претендовать, ведь это "азбучная истина".
Об обвинениях Путина и о планах на случай освобождения
Ходорковский в интервью напомнил, как Путин во время прямого телеэфира на канале "Вести" фактически объявил его организатором пяти заказных убийств. Путин приписал причастность к убийствам тогдашнему руководителю службы безопасности ЮКОСа, после чего добавил, что он, очевидно, действовал в интересах и по указанию своих хозяев.
По словам Ходорковского, ни один конфликт не решался ЮКОСом "физически". Если появлялись разногласия, то они разрешали их в судах или в правительстве России. Как считает Ходорковский, обвинение, выдвинутое руководителям ЮКОСа в причастности к убийству главы администрации Нефтеюганска Владимира Петухова в июне 1998 года, сфабриковано. Он высказал уверенность, что ЮКОС не имеет никакого отношения к тем трагическим событиям.
"Система боится моего выхода на свободу. С другой стороны, дальнейшее содержание меня в тюрьме тоже дискомфортно для репутации власти. Полагаю, окончательное решение моей дальнейшей судьбы еще не принято. А для успокоения российской и международной общественности суд силится соблюсти внешнюю форму. В действительности же процесс ничего общего не имеет с тем, что в мире обычно понимают под правосудием", - сказал Ходорковский, оценивая перспективы своего дела.
По словам Ходорковского, если он выйдет на свободу, то воспользуется ею с уважением, как она того заслуживает, но не изменяя своим принципам.