Неравнодушные люди со всей России перечислили в Волгоградский областной благотворительный фонд социальной поддержки населения (ВОБФСПН) 12 млн рублей для пострадавших в терактах в Волгограде. Однако эти деньги, по всей видимости, расходуются неэффективно, заподозрил участник множества волонтерских проектов и бывший фотокорреспондент ИТАР-ТАСС Дмитрий Алешковский, выяснив, что выплаты компенсаций уже запланировало государство. Такое дублирование может означать, что разворовываются либо государственные средства, либо деньги, полученные благотворительным фондом от россиян, пришел к выводу блоггер.
ИТАР-ТАСС сообщил о поступлении 12 млн рублей в областной благотворительный фонд соцподдержки населения в течение двух недель, прошедших с момента терактов. По словам исполнительного директора фонда Дениса Землянского, средства пришли от 35 тысяч благотворителей, в числе которых частные лица, трудовые коллективы, коммерческие и общественные организации. При этом 6 млн рублей якобы уже израсходовано на компенсацию расходов похорон и поминальных обедов родственникам погибших, проезд иногородних родственников на похороны, перелет родственников тяжело раненых, находящихся на лечении в Москве.
При этом главный специалист фонда, куратор социальных проектов Алина Витальевна Аликова подтвердила Алешковскому в письме, что фонд компенсирует семьям погибших "100% затрат на организацию похорон, а также фонд оплачивает проезд пострадавшим в терактах от мест лечения до места проживания", - пишет блоггер в "Живом журнале".
Но, согласно нескольким официальным источникам, выплаты семьям погибших (в размере 1 млн каждой) и затраты на погребение уже взяли на себя власти. Об этом в первую очередь говорит распоряжение главы правительства РФ (документ PDF).
Кроме того, в интервью представительницы пресс-службы губернатора и правительства Волгоградской области Яны Андораловой изданию "Кавказский узел" сообщалось следующее: "Родственникам погибших также были перечислены средства на погребение в размере 68 тысяч - это деньги бюджетов области и страны. При этом всем иногородним компенсировались расходы на переезд, а проживание для них в гостиницах Волгограда было бесплатным".
На официальном сайте губернатора Волгоградской области и вовсе говорится, что материальная помощь пострадавшим в теракте и семьям погибших уже выплачена в полном объеме. По словам чиновника, на этот вид социальной поддержки правительство направило более 100 млн рублей.
Иными словами, руководство ВОБФСПН спокойно сообщает СМИ о намерении выплачивать уже выплаченные компенсации, что невольно наталкивает на соответствующие выводы. "Одни и те же события оплачиваются дважды, один раз за государственный счет, другой раз за общественный. А если они оплачиваются дважды, значит где-то их крадут. И либо это делает благотворительный фонд (...). Либо это делает государство", - рассуждает Алешковский в своем блоге.
Интересно, что на сайте ВОБФСПН указано: "Фонд собирает денежные средства для оказания адресной помощи гражданам и социально-ориентированным некоммерческим организациям при условии, что заявители не могут решить свою проблему самостоятельно и решение проблемы за счет государственных средств также не представляется возможным".
Когда Алешковский изложил все вышеперечисленные факты главному специалисту ВОБФСПН, куратору социальных проектов Аликовой, она перестала отвечать на его письма, сообщается в "Живом журнале". "В этой ситуации можете считать этот текст моим официальным обращением в органы правопорядка с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Мы прекрасно знаем, что они умеют возбуждать уголовные дела по сообщениям в СМИ и блогах. Вот и посмотрим", - заключает блоггер.
В своем микроблоге в Twitter Алешковский сожалеет о том, что подозрения в адрес волгоградского фонда вообще возникли: "Самое дурацкое с этим благотворительным скандалом в Волгограде то, что теперь доверие, в общем, к фондам снизится :(".
Дмитрий Алешковский, будучи талантливым и перспективным фотографом, решил уйти из профессии в 2012 году для участия в различных волонтерских проектах. "После сбора гуманитарной помощи Крымску на Воробьевых горах и работе на завалах в самом Крымске я (…) понял, что моя служба в новостном агентстве ИТАР-ТАСС не приносит пользы никому, кроме агентства и меня. После Крымска новости перестали быть моей основной профессиональной задачей, хотя это не первая горячая точка, где пришлось побывать", - объяснял журналист свое внезапное решение в статье в "Новой газете". Под Крымском Алешковский подразумевает разрушительное наводнение в одноименном районе Краснодарского края. Тогда в ночь с 6 на 7 июля 2012 года пострадали 34650 человек, погибли 153 человека.
Вскоре этого решения Алешковский вместе с другими журналистами запустил волонтерский проект "Нужна помощь". "В проекте уже участвуют 50 журналистов, они будут на волонтерской основе искать истории о людях, "которые важны для общества своей деятельностью и кому поддержки ждать уже не от кого, кроме самого общества". Освещать их деятельность журналисты будут на портале "Нужна помощь" и, по договоренности с главными редакторами, в собственных СМИ", - писал о работе проекта сайт Slon.ru.
В скором времени организация стала известна даже за границей. В одной из статей The Washington Post сообщалось о попытке российских волонтеров во главе с Алешковским сохранить крохотную больницу в селе Итомля Тверской области. Добровольцы самостоятельно перевозили в 15-местное лечебное учреждение мебель, оборудование, а также собрали денежные средства.