Полномочный представитель в Конституционном суде Михаил Митюков считает необходимым более четко определить понятие предвыборная агитация. Такое мнение Митюков высказал, выступая в ходе пленарного заседания КС по проверке конституционности ряда положений федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдума граждан Российской Федерации".
Митюков отметил, что в этом законе отсутствует обобщенное определение понятия "информирование" и его отличия от "предвыборной агитации". "Чрезмерно широкое толкование этих норм, по его мнению, позволяет отнести к агитации любой журналистский материал, а также систематическое распространение информации о тех или иных кандидатах и блоках", - сказал представитель президента.
В этой связи он считает необходимым проверить отдельное положение статей 45, 48 и 49 указанного закона.
"Мы не ставим под сомнение конституционность этих норм, но сочли бы за позитивный шаг в обеспечении демократических свободных выборов, если КС раскроет конституционно-правовой смысл содержания понятий информирование избирателей и предвыборная агитация", - сказал Митюков.
Его поддержал полномочный представитель правительства в КС Михаил Барщевский. Он также подчеркнул, что "лобовое толкование" закона приводит к тому, что "журналисты могут назвать только фамилии депутатов" и не более.
В то же время Барщевский считает, что "эти нормы, будучи грамотно истолкованы и применены, не являются антиконституционными", сообщает РИА 'Новости'.
"Нет оснований говорить о неконституционности этих норм. Но есть основание дать конституционное толкование этих норм исходя из конституционного права свободы слова и негативного опыта прошлых выборов", - сказал Барщевский.
В понедельник Конституционный суд заслушал выступление судьи-докладчика по этому делу, а также мнение заявителей, представителей Госдумы, Центризбиркома и других экспертов.
КС объявил перерыв до вторника. Утром стороны выступят с заключительным словом.
Решение будет вынесено через две-три недели.
Этот закон фактически вводит запрет на профессию комментатора, утверждают журналисты
Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" фактически налагает запрет на профессию журналиста-комментатора, заявил, выступая в Конституционном суде в понедельник, представитель одного из заявителей адвокат Павел Астахов.
Конституционный суд в понедельник приступил к рассмотрению запросов ряда депутатов и журналистов о конституционности ряда положений названного закона.
Астахов отметил, что пункт 5-й 45-й статьи закона требует от журналистов воздерживаться от комментариев по поводу выступлений кандидатов в предвыборный период. Тем самым, считает юрист, налагается запрет на профессию журналиста-комментатора, что противоречит статье 34-й Конституции РФ.
"Именно в предвыборный период общество желает узнать о кандидате как можно больше, но именно этого права из-за моратория на информацию, установленного законом на период предвыборной кампании, оно лишено", - сказал Астахов.
Как сообщил NEWSru.com Павел Астахов, оспариваемые нормы противоречат также закону РФ 'О средствах массовой информации', который является основным регулирующим правовым актом для средств массовой информации. Данный закон устанавливает, что свобода массовой информации является нормой, а ее ограничения - исключением.
Практически все заявители оспаривают пункт 2-й статьи 48-й закона, который запрещает предвыборную агитацию, относя к ней любую информацию, в которой выражено мнение или предпочтение в отношении кого-либо из кандидатов или избирательных объединений, а также информацию о кандидате не связанную с его профессиональной деятельностью и той, которая способствует созданию положительного или отрицательного отношения к кандидатам.
Фактически, как считают заявители, круг информации подпадающей под понятие предвыборной агитации не ограничен, сообщает "Интерфакс".
Выступая в суде, заявители приводили примеры абсурдного, на их взгляд, применения закона. Так, по их данным, в Туле одной из газет было вынесено предупреждение за то, что она назвала Александра Коржакова не просто депутатом, а "генералом".
А в Калининграде, по словам заявителей, уже вынесено 18 предупреждений различного рода изданиям. Одно из них, утверждают заявители, было вынесено после того, как газета назвала кандидата в депутаты Алексея Юшенкова "сыном убитого депутата Госдумы Сергея Юшенкова".
Запреты, налагаемые законом на деятельность средств массовой информации могут, по словам заявителей, иметь негативные социальные последствия.
В частности, отметил Павел Астахов, "из-за молчания прессы во власть могут попасть опасные люди". Так, по его словам, в ходе предыдущих выборов министерство юстиции сняло с регистрации профашистское движение только благодаря выступлению телевидения. "Сейчас установлен запрет на разоблачение таких партий", - заметил он.
Павел Астахов обратил внимание Конституционного суда на то, что оспариваемый закон представляет право высказывать свое мнение в ходе предвыборной кампании только самим кандидатам.
"Таким образом, Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский имеют гораздо больше прав, чем журналисты или чем президент России Владимир Путин", - сказал адвокат.
Он расценил это как неконституционное ограничение прав граждан, поскольку статья 55-я Конституции устанавливает исчерпывающий перечень случаев, в которых права граждан РФ могут быть ограничены. Вводимые законом ограничения не соответствуют, по словам юриста, ни одному из указанных в статье Конституции возможных вариантов.
"Выборы, проводимые в условиях тотального запрета на информацию, кроме той, что распространяется самими кандидатами, не могут считаться свободными и демократическими", - заключил Павел Астахов.
Требования заявителей поддержал депутат Госдумы Сергей Попов, который одновременно является заявителем, подписавшим обращение от группы депутатов в Конституционный суд.
Вместе с тем другой представитель нижней палаты Валерий Гребенников заявил, что "Государственная Дума и Совет Федерации не вышли за пределы Конституции, утвердив этот закон".
Солидарную с ним точку зрения высказал и представитель Совета Федерации Юрий Шарандин. По его мнению, закон защищает избирателя от недобросовестных средств массовой информации.
"Это вынужденная мера. Я надеюсь, что через разумное количество лет такого рода ограничения станут ненужными", - сказал Шарандин.