Защита блогера, попавшего под суд за слова "Бога нет", пожаловалась в КС на статью об оскорблении чувств верующих
 
 
 
Защита блогера, попавшего под суд за слова "Бога нет", пожаловалась в КС на статью об оскорблении чувств верующих
КС РФ

Защита ставропольского блогера Виктора Краснова, которого судят за комментарий в соцсети о Боге, попросила Конституционный суд России признать статью 148 УК РФ (оскорбление чувств верующих) неконституционной. Составители обращения считают норму избыточной и ограничивающей свободу слова.

Жалобу на статью подал в КС адвокат блогера Андрей Сабинин, пишет "Коммерсант", в распоряжении которого оказался документ. В обращении говорится, что Краснова обвиняют в оскорблении чувств верующих на основании его комментария в одной из соцсетей.

В 2014 году блогер вступил в сетевой спор о религии с двумя пользователями. В процессе дискуссии Краснов назвал Библию "сборником еврейских сказок", а затем добавил, что "Боха нет". В ответ оппоненты написали на блогера заявление в правоохранительные органы. В конце 2015-го СК предъявил Краснову обвинение по части 1 статьи 148 УК РФ, а в феврале 2016 года в Ставрополе началось рассмотрение уголовного дела.

В жалобе Сабинин отмечает, что его подзащитный полемизировал с собеседниками. "Стиль и тон высказываний соответствовал стилю и тону оппонентов моего подзащитного. Иными словами, он отвечал им на их жесткую критику в свой адрес в том же стиле", - говорится в документе. Стоит отметить, что заявивший на блогера в полицию житель Ставрополя удалил все свои комментарии из переписки, ставшей основанием для уголовного дела. В протокол осмотра интернет-страницы в результате попали только высказывания Краснова.

Кроме того, по мнению юриста, действующая редакция 148-й статьи нарушает гарантированное Конституцией РФ право на свободу слова. Сабинин указывает, что понятие "оскорбление" в ней никак не раскрывается. "Например, для некоторых верующих само по себе отрицание религии и Бога уже является оскорбительным", - отмечает адвокат.

В подтверждение своих слов Сабинин ссылается на постановление N11 пленума Верховного суда от 28 июня 2011 года "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности". В документе говорится, что критика политических или религиозных организаций сама по себе не может рассматриваться как действие, "направленное на возбуждение ненависти или вражды". В связи с этим защитник требует признать статью 148 УК РФ не соответствующей Конституции.

Член Совета при президенте по правам человека (СПЧ) Павел Чиков согласен с тем, что сама формулировка закона об оскорблении чувств верующих является размытой. Кроме того, существуют схожие правовые нормы, что дает основание говорить об избыточности 148-й статьи. "СПЧ пытался предложить более мягкий вариант, но в итоге все равно была принята крайне общая формулировка. Неясно, как разграничивать унижение достоинства верующих, одновременно подпадающее под 148-ю статью и под 282-ю", - пояснил "Коммерсанту" Чиков.

Кроме Краснова по 148-й статье судят "магистра магии вуду"

У правоприменителей также нет единого подхода к статье 148 УК РФ, существующей в Уголовном кодексе с лета 2013 года. По данным судебного департамента ВС, единственный приговор по ней был вынесен в 2014 году. В докладе "Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в 2015 году" аналитический центр "Сова" сообщает, что уголовные дела по статье об оскорблении чувств верующих возбуждаются нечасто. Кроме истории с Красновым известно о передаче в суд дела екатеринбуржца Антона Симакова, который зовет себя "магистром магии вуду". Житель Екатеринбурга провел и снял на камеру ритуал вуду, призванный, по его словам, "повлиять на власти Украины". В СК действия Симакова расценили как оскорбление христиан.

Один из соавторов закона об оскорблении чувств верующих, глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) согласен, что с правоприменительной практикой пока есть проблемы. "Ее толком нет. Но мне кажется, что в первую очередь эта статья сдерживающая. Есть же бытовое понятие оскорбления чувств, а есть юридическая терминология, которые нужно разделять", - заявил парламентарий.

В качестве примера Нилов привел карикатуры французского журнала Charlie Hebdo на пророка Мухаммеда, которые, по его мнению, спровоцировали теракты в Париже в январе и ноябре 2015 года. "Оскорбление с юридической точки зрения - это не размышление, не рассуждение, а брань, неприличная форма высказывания, причем подразумевающая публичность", - пояснил депутат. "Меня, например, как верующего, оскорбляет, когда пьяный священник попадает в ДТП с человеческими жертвами, но эти мои чувства лежат вне юридической плоскости", - отметил Нилов.

Об уголовном наказании за оскорбление чувств верующих законодатели задумались в 2012 году, после "панк-молебна" группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Акцию квалифицировали как хулиганство, против чего выступили многие известные юристы и правозащитники.

В феврале в Общественной палате РФ предложили установить в России еще и административное наказание за правонарушения, оскорбляющие верующих. За эти проступки в ОП предложили установить штрафы и административный арест. Юристы раскритиковали инициативу.