Институт полномочных представителей президента существует уже полгода, но в поле зрения широкой общественности президентские наместники обычно попадают то в связи со скандалами вокруг зданий, в которых они пытаются устроить свои региональные офисы, то после резких заявлений местных лидеров, обвиняющих новых генерал-губернаторов в превышении своих полномочий.
Все это, однако, не мешает семи представителям в округах с разной степенью эффективности постепенно входить в курс дела регионального самоуправления и, как считают в Кремле, медленно, но верно приближаться к выполнению поставленной перед ними задачи ≈ надзора за местной властью. Чувствующие за своей спиной поддержку Москвы генерал-губернаторы, многие из которых, кстати, действительно генеральского звания, не стесняются при необходимости одергивать своих региональных коллег.
Резкий тон ≈ это то немногое, что сейчас могут позволить себе президентские ставленники. По-настоящему влиять на положение дел в регионах они пока в большинстве случаев не могут. Но это пока. По сообщениям некоторых газет, в кремлевской администрации готовится указ о расширении полномочий полпредов, в частности для того, чтобы приблизить их к экономическим рычагам власти в регионах.
Речь, скорее всего, и в этом случае пока идет не столько о распорядительских, сколько о наблюдательных функциях. Однако и это уже позволяет усилить реальный контроль над местным руководством. По мере укрепления института полпредов и преодоления сопротивления губернаторов, которое, по мнению одних, еще толком не развернулось, а по мнению других, уже сломлено, полномочия представителей будут, скорее всего, расширяться.
Главы регионов тем временем реагируют на этот процесс по-разному. Большинство из них, разумеется, в тайне недовольно ≈ делиться властью не хочет никто. Демонстрируют это, однако, лишь единицы. Другие либо отмалчиваются, либо на словах поддерживают полпредов, рассчитывая ограничить их вмешательство в свои дела, не устраивая публичных скандалов.
Идея укрепления влияния центра на регионы через окружных начальников, подчиненных непосредственно и только главе государства, исторически не нова. Но схема, работавшая при самодержавии, необязательно сработает при президентской демократии. В прежней России, где генерал-губернаторы обладали весьма широкими властными полномочиями, общественным строем была абсолютная монархия. Сейчас наша страна называется федерацией и пока еще ею является.